Вопрос специалисту

Как приучить к самостоятельности нерасторопного ребенка?

Как приучить к самостоятельности нерасторопного ребенка?

Собираемся осенью в школу, побеседовали с учителем, вроде проблем нет. Но смущает её не расторопность. Делает все медленно и с помощью взрослых, постоянно нужно напоминать. Как приучить к самостоятельности? Ведь на уроках её поправлять не будут?

Светлана

Светлана, здравствуйте

Существует четыре типа темперамента, возможно, ваша дочь меланхолик или флегматик. И дело совсем не в расторопности. Тип темперамента – это чистая физиология. Наша психика строится всего на двух процессах – это возбуждение и торможение. И вот если преобладает торможение, то человек медлительный, вкрадчивый. И наоборот. Это невозможно исправить или изменить. Можно только научиться этим пользоваться и адаптироваться под внешние условия.

У вашей дочери наверняка есть множество сильных сторон. Развивайте их, они компенсируют некоторую медлительность. Главное – не торопите, не стыдите, не говорите, что так нельзя и так далее. Этим вы отрицаете саму личность вашей дочери. Поддерживайте, подбадривайте и верьте в ребенка.

Самостоятельность – это результат множества мероприятий. Поддерживайте в ребенке самостоятельность во всем: пусть у нее уже будет зона ответственности дома, например, выгуливать собаку или поливать цветы, давайте возможность ребенку принимать решения в некоторых вопросах, но следите за тем, чтобы и ответственность тоже несла она. Давайте возможность допускать ошибки. Старайтесь не опекать слишком. Почитайте о методе постановке задач SMART. Рекомендую применять ее. Суть ее в том, чтобы сначала делать вместе, потом постепенно отпускать контроль. И так с каждой новой целью и с каждым новым навыком.

Важно понимать, что психика всегда выбирает эффективный стереотип поведения. Что будет если вы перестанете напоминать и поправлять? Она ошибется? Чудесно. Исправит. А потом? Снова исправит и так, пока не поймет, что проще сделать иначе. Дайте ребенку время на формирование новых привычек. Вспомните себя, ведь непросто привыкнуть даже к выключателю на новом месте.

Поймите, что ошибка – это признак действия. Недаром говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное – это то, как вы на это реагируете, как обучите реагировать ребенка. Если будет сформировано понимание того, что ошибка – удел слабых, плохих и нелюбимых детей, то каждая неточность будет вызывать стресс. А если вы и ваш ребенок поймете, что это повод расти, то все получится.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»