12.07.2019

Здравствуйте. У меня такая проблема, я не знаю, как своему сыну привить ответственность. Началось с того, что воровал деньги, но никто заявление не писал, думали, возьмётся за ум. Потом стал уходить гулять по ночам, с другом украли кабель и хотели его сдать. Дело закрыли. А теперь дошло до того, что угнал машину. Муж опустил руки, сказал пусть забирают в спецшколу. Я не знаю, как мне быть и что делать дальше.

Алла

Алла, здравствуйте.

Ответственность – это социальный навык и его нужно формировать постепенно. Сначала нужно позволять ребенку проявлять активность, а не пресекать ее. Я сейчас о совсем раннем возрасте, когда малыш копирует своих родителей. Потом, когда навыки освоены, необходимо подключать ребенка к своей деятельности и показывать на своем примере, как нужно действовать. Далее, родители передают часть домашних дел, у ребенка появляются обязанности. Сейчас важно обозначить правила. Например, какие будут санкции, если ребенок не выполнит то, что должен.

Правила должны быть четкие, понятные и следовать им необходимо всей семье. Например, каждый должен убрать посуду за собой после еды. Санкция: кто не уберет, тот моет ее за всеми членами семьи. Так постепенно ребенок учится к пониманию того, что такое решение, какая у него может быть цена, а значит и ответственность.

А вот если ребенок делает все, что посчитает нужным, а родители не устанавливают границ, тогда возникают сложности. Тогда переживая последствия за свои поступки ребенок получает необходимый опыт и учится нести ответственность.

Но у меня есть подозрение, что в вашем случае вопрос не в ответственности. Воровство – это вопрос часто недостатка внимания и отсутствия должного уровня саморегуляции. Во втором случае причины могут быть физиологического порядка и тогда стоит проконсультироваться с детским неврологом/психиатром. Если же ребенок умеет себя контролировать, если ему это нужно, то вопрос психологического порядка.

Есть мнение, девиантному поведению больше подвержены дети, которых недостаточно признаю в семье. В «плохих компаниях» много пусть грубой, но поддержки («Давай, красавчик!»), много принятия (никто не требует измениться, а вычурность часто поощряется) и т.д. Если в семье при этом постоянно критикуют, просят быть другим, не признают взрослости и права на самостоятельность, то ребенок идет туда, где ему дают необходимое. Важно выяснять, что движет вашим ребенком и дать ему это. Возможно, в вашей семье принято заслуживать любовь – полюбите сына таким, каков он есть. Или вы мало внимания уделяете близкому, доверительному общению – измените это. И так далее.

Но при этом обозначьте, что отныне ваш сын взрослый, он вправе делать свои выборы, но вы не несете за них ответственности. Обратите внимание на то, что не нужно отстраняться, наоборот, скажите, что готовы поддержать своего ребенка, но именно ответственность он несет сам. Условно говоря, если он еще что-то украдет, то вы его пожалеете, но от тюрьмы не спасете. И так должно быть всегда и во всем. Ребенок должен усвоить, что отныне так будет всегда. И прошу подключить к вопросу и психолога. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад