Как реагировать, когда ребёнок признаётся, что сделал то, что нельзя?

20.01.2022

Здравствуйте! Как реагировать, когда ребёнок признается в том, что он делал то, что нельзя? Например: " Мама, ты не видела, а я трогал руками кошачий туалет и руки не мыл, (а я выходил один на балкон, а я кошку в домике трогал...)". По нашим правилам: кошку в домике трогать нельзя, но когда выйдет - можно. Туалет кошачий можно трогать, но потом мыть руки! На балкон можно, но только с мамой или папой. Когда сын делает то, что нельзя, мы просим его выйти в спальню на 5 минут. Там у него песочные часы. Сам выходит.


Здравствуйте!

Если отвечать на ваш вопрос конкретно, то в доме есть правила и есть последствия за их несоблюдение. Даже если ребёнок сам признаётся в том, что сделал то, что нельзя, это не может отменять последствий.

Важно, чтобы последствия (или адекватные наказания) не включали в себя отвержение с вашей стороны. В идеале, у ребёнка в жизни должно быть достаточно дополнительных, необязательных для развития, но приятных, весёлых занятий. Тогда последствия могут включать в себя временное их сокращение. Ваша любовь, забота, внимание жизненно необходимы и не могут входить в их число.

Как вариант, вне спорной ситуации можно предложить ребёнку вместе продумать, какое наказание будет приемлемым в той или иной ситуации. Плюс, любое правило должно быть понятно для мальчика: почему нужно мыть руки, почему не стоит трогать кошку в домике. Ребёнку важно понимать, откуда берутся такие запреты, что они появились для его же блага: что страшного в грязных руках, почему кошка в домике может быть опасна и больно поцарапать.

Но это первый слой. Можно посмотреть и глубже – почему ребёнок может так себя вести. Это не значит, что его поведение неправильное, но за ним могу скрываться неочевидные на первый взгляд причины, тем не менее их полезно обозначить.

1. Около 3 лет для детей свойственно поведение, которое направлено на поверку запретов и границ. Одна из задач развития на данном этапе – ощутить, что в мире находится в области моего влияния, а что не поддаётся моему контролю.

Важно, чтобы у ребёнка в жизни были и те примеры, и другие.

То есть какие-то конфликты могут решаться в сторону ребёнка, где он может «выиграть». А какие-то правила являются основополагающими и не могут подвергаться коррекции.

2. Это может звучать необычно, но ребёнку важно иметь границы и запреты. Они могут вызывать несогласие, злость, но это опоры, на которые тем не менее он ориентируется. Без запретов и границ часто наблюдается повышенная тревога и смешение ролей в отношениях с родителями.

В свете этого важно проследить, насколько запреты и правила постоянны для ребёнка и насколько вы последовательны в них.

3. У детей велика потребность во внимании родителей. И если за следование правилам, за одобряемые поступки это внимание они не получают, то уж за нарушение границ семьи его точно можно к себе привлечь.

Поэтому иногда дети ведут себя хуже, чем могли, если говорить грубо. Любое внимание, даже «отрицательное» для ребёнка более предпочтительно, чем вообще никакого.

Это дополнительные пункты, которые могут подсказать причины такого поведения и что делать, чтобы минимизировать его, если оно вас беспокоит.

Желаю вам удачи!

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад