Возраст ребёнка: 2,10
Как реагировать на детские истерики на почве утомления?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как реагировать на детские истерики на фоне утомляемости или плохого самочувствия. На днях не могли час успокоить дочь из-за того, что пижама, которую она хотела надеть, находилась в стирке. Пытались объяснить, показать, предлагали другие варианты, пытались отвлечь, но безрезультатно - заладила «другую» и истерика в захлеб. Похожие истерики периодически случаются, когда одеваемся гулять и она хочет что-то не по сезону, обычно получается договориться, прийти к компромиссу. Но той ночью любые уговоры были тщетны. Нам было страшно за нее. Просто крепко обнять и держать пока не успокоится или отстраниться на время истерики? Не хочется идти на поводу ее каприз, но становится страшно за ее здоровье - уже не до собственного эго. Подскажите, пожалуйста, как быть. Может, стоит уволить няню, которая слишком много идет на уступки, пока родителей нет дома?
Анастасия
Здравствуйте, Анастасия!
При работе с истериками важно правильно определить источник раздражения. Если Вы уверены в том, что ребенок так реагирует именно на свое физическое состояние, постарайтесь его предотвратить. Следите за режимом дня ребенка, соблюдайте баланс в смене работы и отдыха, питание ребенка должно быть сбалансированным, обеспечьте его всеми необходимыми витаминами и микроэлементами. Если мышцы ребенка находятся в напряжении, он страдает от проблем со сном или пищеварением, необходимо обратиться к неврологу, чтобы выяснить, чем вызвано подобное возбуждение и помочь ребенку снять его.
Важно различать капризы и истеричное состояние. Если дело в капризах и ребенок просто требует своего, важно установить жесткие правила и следовать им. Не меняйте своей позиции только потому, что ребенок утомил Вас своим поведением. Постепенно Ваша дочь поймет, что подобное поведение не приносит желаемого результата, и будет учиться добиваться своей цели другими способами.
В каждом новом случае истерики нужно помогать дочери справляться с эмоциями, осознавать, что именно она чувствует, и предлагать альтернативные способы реагирования. Например, в ситуации с пижамой Вы можете предложить девочке продолжить плакать, сказав, что при этом она ничего не добьется, потерпеть до завтра и получить свою пижаму, согласиться на новую, спать в любимой футболке. Таким же образом можно работать и с эмоциями, например, если ребенок злится, Вы можете предложить ей покричать, поплакать, предложить отвлечься, перевести ситуацию в шутку и т.д.
Важно понимать, что в этом возрасте происходит определение границ личности, ребенок переживает серьезный кризис, который обусловлен формированием сознания и отделением собственной личности от личности мамы. Ребенок впервые различает свои потребности, ограничивает свои эмоции от маминых, это состояние часто вызывает негативизм, отказ, попытки ребенка установить свои правила и т.д.
Важно быть последовательным, то есть держать слово, объяснять ребенку свои эмоции, менять свою позицию только в случае изменения обстоятельств или при наличии убедительной аргументации со стороны оппонента. Таким образом Вы научите ребенка последовательности, соблюдению социальных правил и норм, дисциплины и порядков в Вашей семье.
Что касается истерик, они обусловлены скорее физиологическими причинами, справиться с которыми поможет невролог, а также психолог, который научит ребенка контролировать свое состояние. Однако важно понимать, что поведение ребенка - это результат воспитания, поэтому стоит задуматься, что в Вашей семье может нарушать границы ребенка. Вероятно, у девочки нет возможности отстаивать свою точку зрения, самой решать некоторые проблемы, ей не хватает внимания или она реагирует на конфликт между родителями. Помните, что меняя условия, в которых растет ребенок, Вы меняете и его реакции.
Надеюсь, ситуация вскоре благоприятно разрешится.
Всего доброго!
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»