Вопрос специалисту

Как убедить дочь сменить школу

Как убедить дочь сменить школу

Здравствуйте, у меня есть дочь. Она учится в первом классе и столкнулась с буллингом. У нее есть проблемы с социализацией, этот вопрос в проработке. Но коллектив в классе считает ее странноватой, поэтому с ней общается только одна девочка. У нее нехорошее поведение, и еще она дает моей дочери изощренные советы - например, писать все слова слитно. И моя дочь, чтобы не лишаться друга сама ее оправдывает, и более того, слушается ее, хотя плачет из-за этого и называет ее в то же время плохой.


Разговоры с дочерью я проводила неоднократно и с помощью нейропсихолога пытались прорабатывать проблемы - без толку. Учительница закрывает глаза и говорит, что ничего не происходит. 

Тут стоит уточнить, что моя дочь имеет проблемы с усваиванием учебной программы, а классный руководитель находится в гонке за хорошей статистикой. Видна пассивная агрессия по отношению к моему ребенку и даже ко мне. 

Выход нашли один - уйти из школы. С дочерью говорили, готовили к этому событию. Но как только договорились на собеседование о переводе и пошли уже в новую школу, дочь стала упираться, плакать, говорить, что любит свою школу, любит друзей, свой класс, свою учительницу. Стало ясно, что она боится новой школы, нового окружения. Возможно, боится, что будет еще хуже. И вот в чем мой вопрос: как объяснить ей, что это будет на ее же пользу, как убедить ее, что хуже не станет?

Здравствуйте. 

Слышу, что вас тревожит, что дочка сопротивляется новой школе. Понимаю, как непросто вам сейчас, ведь вы вложили много ресурса для того, чтобы обеспечить дочке безопасность, и действительно может быть страшно, что разрушится то, что вы так тщательно строили. Из описанного вами, мне слышится, что дочь может проживать сейчас печаль, грусть, горевать по утрате прежней жизни. Даже, несмотря на то, что в той школе ей было небезопасно, у неё уже сложился привычный уклад, сложились какие-то отношения и от утраты этого может родиться печаль. И здесь можно поддержать дочку: «Вижу, как тебе непросто, как ты печалишься. Слышу, что ты скучаешь по учителю, и мне жаль, что так сложилось, что предыдущая школа нам не подошла. Могу ли я тебе как-то помочь справиться с этим?» (здесь можно рассказать какую-нибудь историю из своего опыта, когда вы теряли что-то привычное и значимое для вас, но при этом открыли что-то новое и более вам подходящее, интересное, то, что стало вам по итогу родным и близким). 

И здесь важно признать, что мы бессильны в попытках контролировать чувства, мысли и решения другого человека – мы не можем управлять этими сферами в жизни другого человека. И убедить человека в том, что он должен чувствовать, мы тоже не можем.  Дочке может быть грустно, она может проживать тщетность, ей может быть страшно и это нормально. Вы можете дать ей опору в виде себя, своего принятия её чувств, её страха и в виде информации, что поможете ей в случае неприятностей. Важно дать ей время, принять её грусть. Если это непереносимо, можно посмотреть почему так, и можно ли грустить, печалиться, горевать вам? Иногда мы не можем разрешить другим то, что не разрешаем себе. 

Помимо утраты, ваша дочка сейчас проходит через адаптацию, а этот процесс проходит очень непросто, со страхами, и иногда довольно длительно – порой, полгода - год. Пройти адаптацию бережно может помочь детский психолог.

Также важно заметить, что новая школа действительно может не оправдать ожиданий. И тогда стоит это признать и проговорить дочери то, что вы будете делать, если это произойдет, как будете искать оптимальное решение и как будете рядом в любой ситуации. 

Сожалею, что при совместной работе с нейропсихологом вы не заметили улучшений, и здесь можно попробовать найти другого специалиста, в контакте с которым вы бы смогли сразу обговорить, на какие результаты от совместной работы вы нацелены.
Однако чтобы дать качественную поддержку дочке, важно позаботиться о себе. Ведь для таких непростых шагов нужно много ресурса. Для поддержания ресурса важно видеть и называть свои чувства, чтобы энергия не тратилась на сдерживание эмоций. Из вашего сообщения мне слышится страх, и для самоподдержки можно поисследовать свои страхи, выписав их на листочке. Рядом можно прописать, что вы сделаете, чтобы этого (пугающего вас) не случилось, и что вы сделаете, если это случится. 

Таким образом вы сможете найти опоры в непростых ситуациях, в ситуациях, которые вас пугают. Зачастую в страхе мы замираем, переставая дышать, и это мешает нам действовать. Поэтому важно делать дыхание осознанным, возвращаясь в настоящее. Когда на нас нападают (непрошенными советами, оценками, критикой) или нападают на то, что нам ценно, в нас зарождается ответная агрессия, с целью защитить себя и свои ценности. И здесь важно, чтобы эта ответная агрессия находила выход, а не застревала внутри, например, в виде чувства вины. 

Иногда эта агрессия сливается в контакте с тем, с кем безопаснее, например, с ребенком. И здесь можно тоже поисследовать, как вы проявляетесь в защите своих границ, своих ценностей, в злости. Помимо отслеживания чувств, важно позаботиться о наличии своевременного отдыха, а также того, что вас радует, и, по возможности, делегировать то, что истощает (например, решение бытовых вопросов). Иногда в усталости нам сложно принять чувства другого, осознать свои, проконтролировать свои реакции и не дойти до аффекта. 

Слышу, как вы вложились в решение вопроса со школой, и если есть здесь место усталости, важно компенсировать это, чтобы не иссякнуть. Ведь мы не можем дать оттуда, где уже нечего взять.  Получить поддержку, квалифицированные рекомендации, безопасно разместиться с чувствами можно в контакте с психологом.

С ним же можно получить опоры, чтобы действовать в трудной ситуации, а также бережно отделить свои чувства от опыта дочери. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале Учреждения социального обслуживания семьи и детей .

Читая про то, как вы решали вопрос безопасности дочки, во мне зародились восхищение и нежные чувства. Столько любви, взрослой ответственной позиции и заботы слышится в ваших действиях. И здорово, что вы можете просить о помощи, собирать команду вокруг себя для решения задачи. Искренне желаю бережно к себе разрешить эту ситуацию.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»