Вопрос специалисту

Как вернуть дружбу с сыном?

Как вернуть дружбу с сыном?

Сыну 17 лет, начал встречается с девочкой которой 15. Появился полный отказ от учебы. На все разговоры только злится. В итоге ушёл из дома после конфликта всё той же учебы и сдачи «хвостов». Сказал, я просто хочу гулять со своей девушкой, а если вам надо, вы и учитесь. Домой вернули с помощью полиции. Оказалось, его подруга стоит на учете в детской комнате полиции. Трудный ребёнок. Но после возвращения домой сын на контакт и разговоры не идёт. Отмалчивается. Сейчас забрали телефон, чтобы не общался с этой компанией. Объясняю, что я переживаю за него, что ты достоен лучших друзей. Всё в штыки, говорит, не лезь в мою личную жизнь! Я в растерянности и шоке. Как будто не мой ребёнок. Переживаю, но и не знаю как вести себя. Как вернуть дружбу с сыном?

Здравствуйте. А что для вас "дружба"? Как вы её для себя определяете? С кем дружите, а с кем не хотите? Постарайтесь не читать мой ответ дальше. Напишите ответы на эти вопросы. И только потом возвращайтесь к моим словам. Википедия пишет, что дружба — устойчивые, личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, в основе которых лежит симпатия, общность интересов, духовная близость и взаимная привязанность, дружба предполагает общность увлечений, взаимное уважение, взаимопонимание и взаимопомощь. Вернемся к вашей ситуации. Есть ли у вас общие интересы? А проявляете ли вы уважение к чувствам и выборам своего сына? Если ли у вас взаимопонимание и взаимопомощь? Обратите внимание на то, что написали вы. Какие ещё вы можете задать себе вопросы? Исходя из ваших ответов можно составить план действий. 


Например, пункт про уважение. Отношения - это та сфера жизни, которая лежит в компетенции ребёнка. Он вправе выбирать тех людей, с которыми ему интересно, вправе любить того, кого полюбил. Для него это ценность. А учитывая подростковый возраст, мы понимаем, что это одна из ведущих ценностей и потребностей. И, соответственно, всякое внешнее вмешательство воспринимается парнем как нападение. И это нормально.

Представьте, что кто-то начнёт требовать от вас развестись с мужем. А причина в том, что он не соответствует неким представлениям того человека, который требует. Абсурд? Да. Вы можете не испытывать тёплых чувств к девочке, можете не разделять интересы с друзьями сына и с ним самим. Можете даже иметь противоположную точку зрения. Но это стоит уважать. 

Теперь о том, что вами руководит сейчас. Какое это чувство? Оно одно или их много? Предположу, что там есть страх. И тогда важно понимать, страх чего. Напишите все то, что вас так пугает. А потом напишите все то, что вы можете делать, чтобы это профилактировать. А потом напишите те действия, которые вы будете делать, если это все же случится. А ещё прошу вас отметить все то, на что вы влиять можете, а что лежит вне ваших компетенций. Например, то как будут складываться ваши отношения зависит от вас. А то, какие чувства испытывает сын к той девочке, нет. 

Учитесь быть другом. Сейчас вы в позиции "над". Вы сильнее, умнее, старше. А друг - это тот, кто рядом. Да, он может быть где-то и сильнее, и умнее, и старше. Но он не требует, не наказывает, не имеет директива в голосе. Дружить можно с тем, кто в одной плоскости. А с "начальником" не дружат. И тогда выбирайте. В какой позиции вам комфортнее. Совместить невозможно. 

Что касается личных границ. Я бы просила вас нарисовать круги один в другом. Самый маленький в центре - это вы и самые близкие люди. Здесь нужно написать все права и обязанности тех, кто находится тут. Единые правила. Если у кого-то они другие, то это повод либо изменить правила, либо вывести человека на другой уровень. Второй круг - это те, кто чуть дальше от вас. И здесь должны быть права и обязанности. Например, в первом круге может быть только сын. Или вся семья. А во втором ещё и друзья. Или даже уже коллеги. Третий круг - это ещё более дальний круг общения, например, соседи, знакомые и т.д. И так, пока не дойдёте до малознакомых людей и прохожих. Кругов может быть сколько угодно. Прав и обязанностей тоже. Какие например? Право делать мне замечание, шутить над моей внешностью, брать в долг, оставаться ночевать, касаться моего тела и т.д. Обязанности: уважать мои мысли, чувства, поддерживать связь не реже чем 2 раза в неделю и т.д. Здесь вы увидите, что такое личные границы, как они устроены, как выглядит ваш мир. А ещё даст повод задуматься о том, как этот же график может выглядеть у вашего сына, например, и где в этой схеме вы.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»