Вопрос специалисту

Как вернуть ребёнку базовое чувство защищенности?

Как вернуть ребёнку базовое чувство защищенности?

Добрый день. Ребёнок боится многих вещей - громких звуков (фен, пылесос и пр.), может бояться какой-то определенной игрушки. В сад ходим очень тяжело. К новому тоже привыкает сложно. Есть страх врачей и новых помещений. Прочитав статью на вашем сайте https://www.ya-roditel.ru/detskie-strahi/ я пришла к выводу, что, скорее всего, это связано с моей материнской агрессией (ребёнок с рождения очень тревожный, неспокойный). Как вернуть ребёнку базовое чувство защищенности? Что делать? Спасибо!

Мария

Мария, здравствуйте! 


Спасибо, что читаете нас. В статье описаны основные моменты, но все всегда индивидуально. Даже двое близнецов в одной семье будут разными. Итак, для начала важно понять, что такое страх. Он может быть физиологичный. То есть, чувство, которое обусловлено работой мозга. В этом случае, страх может не иметь реальной причины, которая наличествует физически/объективно. 

Такой ребенок часто просто боится, не зная чего. Если у вас есть подозрения по этому поводу, то стоит обратиться за консультацией к детскому неврологу и/или психиатру. Врач сможет определить или опровергнуть ваши тревоги. Во-вторых, страх – это эмоция, которая помогает сохраниться, защищает человека от опасностей, неизвестного и устрашающего (основываясь на опыт). Задача страха увести человека от причины. 

Чаще всего эта эмоция вызвана недостатком информации. Поэтому стоит аккуратно научить малыша встречаться со своим чувством. Первое, что важно сделать – поддержать. Не культивируйте состояние ребенка («да, это очень страшно»), но и не обесценивайте («да брось, было бы чего бояться»). Отнеситесь с уважением («я понимаю тебя, тебе сейчас страшно. Когда я не знала эту собаку, то тоже очень боялась. Давай вместе поздороваемся с ней?»). 

Учите ребенка тому, как надо себя вести с объектом страха. Не запрещайте и не наказывайте, а показывайте то, что надо делать. Приучая к знакомству с объектом страха, начинайте издалека, аккуратно. Например, включите фен, если ребенок испугается, обнимите его, прижмите к себе, скажите, что вы рядом. Выключите фен, если трудно успокоить так. Когда успокоится, попросите мужа включить его на расстоянии, когда ребенок будет у вас на руках. 

Проговаривайте каждый свой шаг. Ребенок должен знать, что сейчас произойдет. Потом предложите подойти ближе, потрогать, поиграть с ним. Внимание, не усложняйте действие до тех пор, пока ребенок не будет легко реагировать на предыдущий этап. Обучение лучше растянуть на несколько дней или недель. Ваша задача – аккуратность, предсказуемость и поддержка. 

Обратите внимание на физиологические аспекты. Ребенок должен хорошо спать, питаться. У него должен быть режим дня, который включает в себя активную фазу и отдых. Только так у психики будут ресурсы на сопротивление. Как проявляете страх и тревогу вы? Разрешаете ли их себе? Если нет, настоятельно рекомендую обратиться за очной консультацией к психологу. Помните, что дети – отражение своих родителей, а потому психокоррекцию нужно начать с себя.

Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале - Список бесплатных служб психологической помощи


Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»