Вопрос специалисту

Как внушить ребенку, что учиться важно?

Как внушить ребенку, что учиться важно?

Ребенок пошел в школу в возрасте 7 лет, не был морально подготовлен к школе, после первых месяцев занятий отказывался делать уроки и выполнять задания в классе, мотивируя тем что устал, не хотел писать и читать. В классе были проблемы с поведением игнорировал просьбы учителя и делал по своему, мог встать и без разрешения выйти или сам встать в угол, угрозы в виде плохих оценок не пугают, вызов родителей или поход к директору- тоже не пугают. Когда я пытаюсь поговорить с ним по хорошему он начинает кривляться, говорит что понял, просит последний шанс, а на след день все повторяется. Сейчас он во втором классе и первые контрольные написаны на два, хотя с ним постоянно занимаюсь, ходим к репетитору. Пугает то что у него нет ответственности за свои поступки, его не пугает перспектива остаться на второй год или коррекционная школа, говорит что ему все равно. При этом ребенок коммуникабельный, любит быть в центре внимания, любит когда его хвалят. Сейчас ходит на карате, очень им увлечен, бежит на тренировки с радостью. Учителя говорят что знания есть и ребенок осваивает материал, но когда нужно написать контрольную, он не думая за 10 минут ее пишет, вместо отпущенных 45 минут и пишет на "2". Как будто хочет выделится, что справился быстрее. Говорит что стыдно когда получает двойку, но я не вижу раскаяния или огорчения, он не стремится ее исправить, ему все равно. Пугает фраза "мне все равно", как привить ребенку чувство долга, ответственности, как внушить что учиться нужно, это важно?

Елена

Здравствуйте, Елена.

Насколько я поняла, интеллектуально Ваш сын хорошо развит, но у него нет мотивации к обучению. Будущее в таком возрасте кажется очень далеким. Поэтому говорить сыну, что он должен хорошо учиться, чтобы получить хорошую профессию, бесполезно. Эти слова для него ничего не значат. Так же, как и «коррекционная школа» или «второй год». Он не осознает, что фактически стоит за этими понятиями, поэтому и не боится. Возможно, мальчик пока не понял, в чем смысл написания контрольных работ. Необходимо объяснить (скорее всего, не один раз) на доступном для него языке, для чего пишутся контрольные, почему важна не только скорость их написания, но и качество ответов.

То, что ребенка не пугают плохие оценки или поход к директору, это тоже нормально. И это даже хорошо, ведь страх оценки – не очень эффективная мотивация для обучения. Наверняка, Вы предпочитаете, чтобы мальчик учился не ради оценки, а ради знаний и навыков, которые помогут ему достичь успеха в будущем.

В связи с этим, важно, чтобы у мальчика возникла заинтересованность в самом процессе обучения. Такая же, как в занятиях карате. Можно объяснить процесс обучения в школе (написание контрольной) в терминах его любимого вида спорта. Пробуйте разные варианты, ищите наиболее подходящий для Вашего сына способ заинтересовать его в учебе.

Также важно, чтобы обучение ассоциировалась с позитивными эмоциями. Поэтому как можно чаще замечайте его позитивное поведение, его достижения, даже если они кажутся Вам незначительными. Например, если раньше мальчик писал все контрольные на «двойку», а однажды написал на «тройку», обязательно отметьте это и похвалите за старания. Для ребенка главной мотивацией является одобрение родителей, и эта мотивация гораздо более эффективная, чем наказания. В любом случае, Ваши терпение, любовь и принятие сына таким, какой он есть, обязательно помогут ему справиться с трудностями в учебе.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, важно оценить все факторы, которые влияют на нежелание Вашего сына учиться, в том числе и обстановку в Вашей семье. Для этого лучше всего обратиться на очную консультацию к школьному психологу или стороннему специалисту. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог