Вопрос специалисту

Как вылечить травму разлуки?

Как вылечить травму разлуки?

Здравствуйте. 1,5 месяца назад дочка, на грудном вскармливании, попала в реанимацию в палату интенсивной терапии из-за пневмонии. 3 дня она была без меня. После реанимации она стала монотонно качать рукой когда нервничает, плакать визжать на ровном месте. Находились в больнице 2 недели. Потом немного утихло, кроме руки.


Иногда садится на корточки и опускает голову, когда боится. 4 дня назад был забор крови из пальца. Состояние усугубилось, глаза были полны ужаса. Теперь все вызывает истерику-не смогла собрать анализ мочи для санатория. 

Не вреден ли ей санаторий или это вызовет ещё большие проблемы с психикой? Там физиотерапия, массаж. Когда лучше ехать? И как вылечить психотравму разлуки, боли и незащищенности?

Здравствуйте.
При всех положительных моментах санатория, для ребенка сейчас это может стать дополнительным стрессом - снова не дома, снова процедуры и внешняя организация вашей жизни. Понимаю, что после такой непростой болезни нужна реабилитация, но я бы рекомендовала сделать это иным способом: поехать в отпуск может быть или найти центр, где будут курортные условия, но без необходимости сдавать анализы и прочее.


Про психотравму: сначала расскажу, как она возникает, чтобы было больше понимания о том, что происходит с вашей дочерью. Мозг непрерывно получает информацию из внешнего мира, и она попадает в те отделы, которые находятся в затылке. Там же мозжечок, отсюда двигательная активность. Здесь находится ствол головного мозга. Он управляет сердцебиением, дыханием и т.д. 

Поэтому первое, что необходимо сделать- это восстановить дыхание. Вот вы видите, что он стала двигать рукой или села. Начинайте медленно (так, чтобы можно было услышать, но не громко) вдыхать воздух носом и потом медленно его выпускать ртом, сложенным в трубочку. Можете представить, как вдыхаете расслабление и выдыхаете страх. Дети в этом возрасте максимально синхронизированы с родителем, поэтому это даст опору девочке и позволит ей тоже начать дышать.

Далее импульс идёт идёт средние отделы. Там место образам, памяти и т.д. Поэтому можно страх рисовать, лепить и прочее. Это поможет сделать его видимым и позволит с ним как-то обойтись.
 
На третьем этапе импульс идёт в лобные доли. Это место называния, управления и контроля. И если наши переживания не были размещены в пространстве, то импульс в лоб не идёт, а застревает между ощущением и действием. Отсюда навязчивые движения и пр. А если появляется возможность эту связку простроить и назвать, прожить вместе с кем-то, быть в этот момент принятым, признынным, размещенным, то психотравма не случается. Это становится интенсивным стрессом. 

Поэтому третья рекомендация про то, чтобы вы помогали ребёнку осознавать, что произошло. Например: "Вижу, страшно. Это нормально. Ты можешь бояться. Я с тобой, я рядом". В этот момент можно держать за руку поглаживать по спине, обнимать и т.д., если девочка позволяет. Раз за разом это будет давать ей возможность обрезать поддержку и выходить из травматичного опыта, и замечать реальность (сейчас уже можно не бояться, уже не больно, она уже не одна и т.д.).
 
И, конечно, сейчас максимум присутствия, тактильности (объятия, поцелуи и т.д.) и предсказуемости (сейчас я подойду и обниму, мы пойдёт сначала туда, потом туда и т.д.).

Но признаюсь, такую работу сложно сделать без навыка самостоятельно. Поэтому настоятельно рекомендую обратиться к психологу очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»