Вопрос специалисту

Конфликт с учителем

Конфликт с учителем

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, ребёнок учится в 3 классе г Тюмени. С учителем идёт конфликт, появился из-за недопонимания. Ребёнок закончил 2 класс, с одной тройкой и у нас были поздравления. В классе 32 ребёнка, из них 29 с 4/5 отметками, а у 3 х детей есть тройки. При награждении получили грамоты 29 и стояли в строю, 3 из них смотрели на этих ребят. Мой ребёнок уревелся, не хотел идти в школу. Имеет ли права учитель так унизительно вручать грамоты?

Ирина

Здравствуйте, Ирина!

В Вашем вопросе представлены несколько тем, которые важно рассмотреть.

О процедуре вручения грамот.

Очевидно, что подобная ситуация содержит негативный педагогический потенциал. Фактически была совершена процедура публичного выделения 3-х не очень успешных учеников на фоне подавляющего большинства успешных. Публичная негативная оценка может сильно ранить ребенка. Тем более что именно в этом возрасте начинается процесс формирования его самооценки.

Не думаю, что учительница сознательно решила унизить ребят. Скорее всего, она не смогла оценить возможные негативные последствия задуманного мероприятия. Было бы лучше, если бы она нашла способ наградить всех ребят и избежать ситуации, когда одних ребят по тому или иному признаку выделяют в лучшую сторону относительно других. Само мероприятие, судя по всему, было направлено на повышение стимулов к хорошей успеваемости. И тут важно обратить внимание на вторую тему из Вашего вопроса.

Об оценке знаний и оценке человека

Издревле для оценки уровня знаний учеников используется балльная отметка. Оценка знаний необходимый элемент учебного процесса. С ее помощью, ученику и всем заинтересованном в его обучении субъектам, подается обратная связь об уровне знаний. Высший балл означает, что ученик полностью освоил оцениваемый объем знаний, а любая отметка ниже свидетельствует о том, что ему надо приложить еще те или иные усилия для полного усвоения материала.

Обратите внимание, что речь идет только об усвоении учебного материала и ни о чем другом. Это оценка знаний, а не оценка человека. Можно быть очень хорошим человеком и не очень хорошим учеником. Мало того, уровень успеваемости в школе не является показателем успешности в будущей жизни. Известно, что Пушкин А.С. окончил лицей 26-м из 29 выпускников, Менделеев Д.И. посредственно учился в начальной школе, Агата Кристи писала с громадным количеством ошибок, Генри Форд плохо учился в школе. Кроме того, современные исследования показывают, что среди успешных руководителей предприятий больше тех, кто не числился в школе среди лучших учеников.

Однако в школе учеба является основной деятельностью учеников. И само собой часто складывается установка: хорошие знания — знания хороший ученик (что верно) — хороший ребенок (что не обязательно) и, наоборот — плохие знания — плохой ученик (что верно) — плохой ребенок (что неверно и очень опасно для психического развития ребенка).

Именно поэтому Ваш ребенок так расстроился. Ему хотели продемонстрировать, что он не достиг тех успехов в учебе, которых достигли другие (что тоже ни к чему), а продемонстрировали, что он сам по себе хуже чем подавляющее большинство класса.

Для чего я Вам это все рассказываю. А вот для чего. Ваш ребенок может еще не раз сталкиваться с подобными ситуациями в школе. И Вам самой надо научиться отделять оценку уровня знаний или оценку отдельных поступков ребенка от оценки его качеств как человека. Родители до самого конца школы будут оставаться наиболее значимыми субъектами влияния на самооценку ребенка и, в этом случае, очень важно, чтобы они умели предъявлять ему безусловную любовь, заботу как о самом ценном для них существе на свете, даже на фоне неудач в учебе или ошибках в поведении. Однако предъявление любви и заботы не исключает, и даже требует объективной оценки качества знаний и поступков. Но оценки именно конкретных успехов и неудач, вне привязки к оценке всей его личности. Не должно звучать: «Ты плохой». Вместо этого лучше: «Так нехорошо делать. Мне было бы неприятно, если бы так поступили со мной». Хорошо бы стараться разнообразить свой оценочный язык, уменьшая количество употреблений слов «плохо»/«хорошо». Например, использовать вместо них: «успех»/ «неуспех»; «получилось»/ «не получилось»; «удалось»/ «не удалось» и т.д.

Итак, главное! Ваша оценка ребенка как личности — он всегда хороший и любимый. На этом фоне обязательна объективная оценка его поступков и результатов действий, которые могут быть хорошими и плохими, успешными и неуспешными, очень удачными и не совсем удачными. Хороший человек может ошибаться и, как следствие, совершать дурные поступки, за которые потом будет раскаиваться. В плохом человеке все плохо! Ребенок по определению не может быть плохим человеком!

В ситуациях, подобных той, что Вы описали, лучше всего обсуждая с ребенком его обиду, переводить разговор на отдельные неудачи, из-за которых, собственно, ему и не дали грамоту. Можно вспомнить какие-то случаи из собственной практики, когда Вам было также сильно обидно из-за чего-нибудь, но потом оказалось, что ничего страшного не случилось.

При всем при этом ни в коем случае нельзя дискредитировать учителя, даже если она была неправа. Лучше предположить, что она чего-нибудь не заметила, о чем-то не узнала.

Конфликт родителя и учителя

Из того как описана Вами ситуация с награждением детей, следует, что учитель совершил педагогическую ошибку. Он не прав. И тут сразу возникает вопрос о том, как себя с ним вести. В тексте обращения Вы прямо сообщаете, что конфликт между родителем и учителем уже возник.

Выбирая стратегию поведения с учителем надо помнить следующее:

1. Учитель начальных классов очень значимая фигура для учеников:

  • очень высокий авторитет для каждого ученика — вторая по значимости фигура после родителей и бабушек с дедушками;
  • практически безграничные возможности для воздействия на ученика во время его нахождения в школе;
  • высокий уровень авторитарности позиции в классе — он всегда прав — не потому что ему так хочется, а потому что этого требует ситуация взаимодействия с детьми в начальной школе;

2. Скорее всего, учитель не хотел, чтобы процедура награждения кого-нибудь обидела — он допустил ошибку;

3. Скорее всего, он понимает, что допустил ошибку, и испытывает чувство вины;

4. Наиболее вероятно, что он не захочет в диалоге с родителем и, тем более публично, признавать свою ошибку по ряду причин:

  • в силу своей авторитарности — внутренне понимаю, что не прав, но публично признать не могу, поскольку «я должен быть всегда прав»;
  • признание своих действий ошибкой — признание собственного непрофессионализма — опасение санкций со стороны руководства школы;
  • понимание, что получилось нехорошо, но виноват не педагог, а ребенок — всегда так награждали и никогда никто не обижался (что очень вероятно, как и то, что именно такая ситуация, когда ненагражденными осталось абсолютное меньшинство, возникла впервые);
  • и т.д. и т.п.

Учитывая всё это надо сделать вывод, что конфликтовать с учителем не следует. Иначе очень высока вероятность, что ребенок станет средством конфликтного взаимодействия со стороны учителя, и это сильно усложнит его жизнь. Даже если учитель не будет «мстить» Вам, обижая ребенка, все равно существующий между вами конфликт будет оказывать негативное влияние на ребенка. Многочисленные исследования свидетельствует, что если у учителя в силу тех или иных причин возникла негативная установка на ученика, то совершенно бессознательно он будет создавать для ребенка менее выгодные условия обучения, чем для детей, на которых такая установка не распространяется.

Конфликт необходимо прекратить (исключить).

Для этого есть два пути.

Первый. Прекратить конфликтные действия со своей стороны. Перестать добиваться от учителя признания вины, требовать извинений и компенсаций. Исключить любые намеки на обращение к вышестоящим инстанциям с целью наказать учителя.

Одновременно, постараться наладить конструктивный диалог с учителем. Для этого постараться поговорить с ним на предмет того, что все, что произошло, осталось в прошлом, и вы теперь вместе будете стараться, чтобы подобных казусов не повторилось. При этом не отрицать того, что ребенку необходимо подтягиваться по уровню знаний. Мало того, неплохо бы посоветоваться с учителем, как это сделать.

В ходе общения нужно избежать ситуации, когда учитель будет стремиться доказывать, что ребенок сам виноват в сложившейся ситуации. Вообще тему вины как ученика, так и учителя необходимо исключить из обсуждения. Извиняться за конфликт тоже не следует, если в его ходе Вы не совершали несправедливых поступков.

В течении последующего времени взять за правило заходить к учителю и обсуждать успехи/неудачи ребенка.

Второй. Один из самых надежных способов прекратить конфликт и избежать его последствий — исключить саму возможность дальнейшего взаимодействия. В Вашем случае это перевести ребенка в другой класс или другую школу. Конфликт будет прекращен. Однако, тут надо взвешивать другие риски: необходимость адаптации ребенка к новому коллективу и учителю; качество образования в другом месте; удаленность от дома и т.д.

Илья Костенчук,
Психолог Портала «Я – родитель»