Возраст ребёнка: 2 года
Любимое слово "нет"
У нас чудесная двухлетняя дочурка, сообразительная и активная. Но последнее время начались проблемы - постоянные истерики, крики, скандалы. А тут еще заболела и все это обострилось. На любую просьбу говорит: "Нет", а потом может сделать то, что просят, но "нет" скажет обязательно. Это касается и еды, и одевания, и игр, и послушания... Я не знаю как себя вести, раздражаюсь, могу отшлёпать и грубо наругать за такое поведение, хотя потом очень жалею об этом и прошу у дочери прощения. Я уверена, что все это отражается на психике малышки, и думаю, не лучшим образом. Но на следующий день повторяется тоже самое. Как разбить этот замкнутый круг? Татьяна.
Танюшка Бондарь
Татьяна, это нормальное явление для этого возраста. «Нет» - это свобода, и ребенок не может удержаться от того, чтобы не насладиться ею, даже если предложенное ему дело на самом деле ему интересно, нравится. Этот период при нормальном течении длится 2-3 недели, но разные обстоятельства (в первую очередь поведение родителей) могут осложнить это время и растянуть период «нет» на недели и даже месяцы.
Есть несколько простых рекомендаций, которые помогут вам пройти этот период как можно мягче и быстрее:
1. Чем больше ограничений было в жизни ребенка, тем острее у него будет этот период – чем больше на него давили рамки, тем более страстно он будет питаться новым чувством свободы, которое даёт отказ. И сейчас для вас самое время пересмотреть рамки – а не тесноваты ли они для конкретно вашего ребенка, ведь для всех людей ширина этих рамок разная.
2. В течение этого периода избегайте любых вопросительных интонаций. Это может быть сложным, т.к. в русской лексической традиции вопрос это общепринятая форма вежливого предложения\просьбы\приказа. Но следите за собой, старайтесь и у вас получится вместо «Пойдём завтракать?» говорить «Пойдем завтракать». Вопросы задавайте по минимуму, обставляйте ситуации как не предполагающие варианты. Многие вещи можно делать вообще не обсуждая. Вместо «Иди сюда, зай, тебе надо футболку переодеть», просто подходите к ней сами, с чистой одежкой в руках, и переодеваете. В этот период любимые современными родителями объяснния-всего-подрят обычно только мешают и осложняют дело.
3. Если ребенок пошел в отказ – не упирайтесь, не идите на принцип, пусть получит своё «нет». И не надо за него мстить или демонстрировать «естественные последствия», примите отказ без задних мыслей. Дайте ребенку почувствовать свою свободу, а потом, если это важно, через 5-10-15 минут подойдите к дочке с той же темой, но оформив её иначе.
4. Приоткрывайте клапан в безопасных местах – задавайте дочке вопросы или ставьте её перед выбором там где вам легко будет принять её «нет».
5. Ну и общая для всех острых периодов рекомендация – будьте в это время в целом потерпеливее. В периоды таких кризисных напряжений ребенок становится уязвим и «тонок» в других, не связанных с переживаемым аспектом, местах, он становится в целом более раним, менее стрессоустойчив, у него остаётся меньше ресурса на то что бы быть терпеливым и контролировать себя.
Мария Сурыгина, психолог
Анна Зубкова, специалист