Вопрос специалисту

Между мной и ребёнком потеряно взаимопонимание

Между мной и ребёнком потеряно взаимопонимание

Здравствуйте, между мной и ребёнком потеряно взаимопонимание, не слушается, не реагирует на мои замечания, учится в первом классе, начались проблемы с поведением в школе, сначала просто отказывался выполнять работу на уроках, занимался своими делами, теперь к этому добавились драки и истерики, на мои вопросы отвечает, что его провоцируют, а он не будет сидеть и плакать, когда я ему начинаю объяснять, что не нужно сразу психовать и с криками и слезами кидаться в драку на агрессора, он вроде всё понимает, но приходя в школу ситуация повторяется. 

На замечания учителя в таком состоянии он уже не реагирует, в итоге меня вызывают в школу с работы. На замечания посторонних или других учителей или родителей, он ещё сильнее злится, когда начинаю уточнять, почему он не реагирует на замечания взрослых, он отвечает, что это чужие люди и он не обязан их слушать, что они не должны ему указывать, для этого есть я ( мама), когда говорю что ко взрослым нужно проявлять уважение, он отвечает что нет, за что я должен проявлять к ним уважение? Они лезут ко мне, а я их не трогал, почему я должен уважать посторонних людей? Я совершенно не понимаю, что ответить ему. Не могу найти правильный подход к нему, а ведь ему только 7.

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

Спешу вас обрадовать, у вас очень взрослый и рассудительный сын, у которого есть понимание что такое личные границы, как их отстаивать и защищать. Да, действительно, ваш ребенок не должен слушаться посторонних людей и они не имеют право делать замечание и учить его без вашего на то разрешения и без согласия ребенка на этот процесс. Критика со стороны посторонних людей, замечания, нравоучения и прочее – это нарушение личных границ. Судя по всему, ребенок защищается от нападок со стороны посторонних людей (прямых или опосредованных). Именно поэтому ему приходится проявлять агрессию. В целом, агрессия призвана для того, чтобы отстаивать свою самость. Если к ребенку будут проявлять уважение, если будет доброжелательная обстановка, то потребность в злости и агрессии снизится в разы.

Вы пишите, что вы учите не психовать, не кидаться в драку, но как тогда ребенку реагировать на агрессора, если действительно его провоцируют? Научите его реагировать иначе. Самый эффективный способ – это научить реагировать в три этапа. Первое, нужно агрессору сказать: «Мне так не нравится. Я не хочу, чтобы ты так со мной поступал/разговаривал/чтобы ты так делал». Далее, если агрессор не прекращает свое поведение, то ребенок должен сказать: «Если ты не прекратишь, я буду вынужден пожаловаться взрослому/ ответить тем же/ ударю тебя». Если и это не вызвало эффекта, то ребенок должен превратить это в жизнь. В этом случае дети будут предупреждены о последствиях своего поведения. Ваш ребенок научится сдерживаться, контролировать свое поведение. Научится грамотно, корректно, последовательно выстраивать свои личные границы.

К этому же я призываю и вас. Ваши правила, действия тоже должны быть последовательны. Законы взаимодействия с вами должны быть понятными и простыми, в том числе и для понимания ребенком. Он должен знать, что за чем будет следовать. Это позволит ему делать осознанные выборы, взвешивать риски, а также, это даст возможность предугадывать ближайшее будущее, что позволит снизить тревожность. Реже наказывайте, ограничивайте, говорите «нельзя». Чаще учите как нужно, показывайте на своем примере, разбирайте подобное поведение в сказках, мультиках, книгах и фильмах. Больше внимания уделите режиму дня ребенка, качеству и количеству сна, его питанию. Научите ребенка навыку релаксации, расслабления. Лучший способ справляться с сильной эмоцией – это дыхательные упражнения.

Научите ребенка навыкам саморегуляции. Суть в том, чтобы брать паузу между стимулом и реакцией. То есть, если ребенок привык на некорректные замечания сразу грубить, то физическая пауза позволит ему выбрать другую реакцию. Так, например, он может сделать пять–десять глубоких вдохов и выдохов (так, чтобы выдох был вдвое длиннее вдоха). Так включится парасимпатическая нервная система, и он сможет осознать, что с ним происходит, и подумать действительно ли стоит сейчас лезть в драку или лучше стоит просто ответить тем же, или использовать сарказм, или решить ситуацию с помощью значимых взрослых.

Обратите внимание на то, как учителя делают ему замечания. Вполне возможно, что они тоже нарушают личные границы ребенка и не учат его, а ограничивают. Это важно. Если невозможно договориться с учителями о другом поведении, то возможно рассмотреть вариант перехода в другой класс или другую школу.

И, конечно, подумайте может ли ваш ребенок вам отказать, проявить агрессию по отношению к вам. Если у него нет для этого места, то вы не воспитываете, не просите ребенка о помощи, а «дрессируете», требуете, властвуете. Тогда в ответ он будет проявлять сопротивление. Научите на своем примере экологично проявлять свои эмоции. Чем больше вариантов реакции, тем выше уровень адаптации и ниже риски последствий от стресса.
Рекомендую обратиться к психологу за очной консультацией. На нашем Портале вы можете найти список бесплатных служб психологической помощи -http://www.ya-roditel.ru/map/


Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»
Комментарии:
CAPTCHA