Вопрос специалисту

Мне кажется я слишком сильно опекаю сына

Мне кажется я слишком сильно опекаю сына

Здравствуйте! Моему сыну 3,10 первый ребёнок. Дело в том, что как мне кажется я слишком сильно его опекаю, защищаю от других детей и взрослых, если кто то делает ему замечания или хочет обидеть! Поэтому наверно он у нас плаксивый, если что то не так, он плачет сильно, и жалеем его. Хотя я понимаю головой что так нельзя, что он сам должен учиться действовать в ситуациях но сердце не может допустить того чтобы он плакал. Хотя дома иногда пытаюсь его воспитывать и не обращать внимания на его плач, если это без причинный плач, но он и в гостях закатывает нам истерики( к примеру сел не на тот стул, или конструктора деталь не дружит другую). В целом ребёнок хороший, внимательный заботливый, у него есть маленькая сестрёнка, но то что он не может как я вижу контактировать с другими детьми и людьми для меня это проблема, и.к. В будущем ему будет сложно, не хочется чтобы он был всегда в стороне...я по этой причине отдала его в садик, ходим уже год, воспитатель говорит что он хорошо играется с детьми, но особо он нам ничего не рассказывает. извините если написала не совсем понятно... просто я не знаю как мне быть... так же бежать к нему по первому крику или дать самому решить вопрос... ??? Помогите советом?

Диана

Диана, добрый день. Ваш вопрос состоит из нескольких частей, давайте рассмотри по-порядку.

Во-первых, очень важно, чтобы родители особенно маленького ребенка в конфликтных ситуация вставали на его сторону, защищали его интересы. Это формирует у него очень важное базовое чувство — безопасности в мире и доверия родителям. Объективно, в три-четыре года ребенок не во всем может защитить свои границы и не умеет этого делать. Хорошо, когда родители отстаивают интересы ребенка и одновременно показывают ему, как он мог бы делать это сам.

Далее это вопрос обучения правилам коммуникации. С чем точно надо работать — объяснять и показывать, что плач не является способом решения проблем. Я бы рекомендовала на плач реагировать меньше, а приучать ребенка формулировать свои желания, приучать объяснять словами, и всячески поощрять именно такие формы. После того, как он проговорил, что именно его расстроило (испугало, задело), озвучивайте для него вслух, почему такая ситуация произошла, какие интересы есть у "противоположной стороны конфликта" и как можно этот конфликт разрешить. Например, "тебе не нравится, что Саша не дает тебе игрушку, но это его игрушка, и он может не хотеть ею делаться. Подойди и попроси у него словами или предложи в обмен какую-то свою". Таким образом, проговаривая для ребенка выходы из ситуации, вы не решаете проблему за него, а обучаете его действовать самостоятельно. Показываете способы, как можно решать конфликты, и обучаете правилам коммуникации.

"Беспричинный" плач же и истерики необходимо скорее игнорировать, относиться нейтрально, не эмоционально, не идти на поводу. Важно также, чтобы и в гостях и дома у вас действовали одинаковые правила: если что-то не нравится — спокойно объясни словами. Установление правил работает, если они одинаковы для всех ситуаций. В противном случае мы сможете управляться с сыном дома, а в общественных местах он будет вами манипулировать.

Анна Зубкова, специалист