Вопрос специалисту

Мои дети невыносимы

Мои дети невыносимы

Я прошу помочь мне, больше не знаю куда обратиться. Живу в Германии. У меня две дочки, старшей 4 года, младшей 2 года. Обе совершенно неуправляемые. Когда старшая родилась, она часами висела на груди, соску не брала, бутылочку тоже, в коляске и в кроватке не лежала, в слинге тоже орала, прикорм с 6 месяцев тоже игнорировала, при виде других людей, кроме меня, орала, ночами просыпалась каждые 45 минут, на улице спокойно вела себя только вечером или когда не было солнца, а когда ей исполнилось 1.5 вообще перестала выходить на улицу, ходила и до сих пор ходит голая, одежда ей мешает. Если у нее истерика, то она орет пока не падает через час от усталости и не засыпает. Сейчас ходит в садик на 3 часа, воспитатели говорят, что она в садике полностью отключает свои чувства. Мы ездили и по врачам, и по народным целителям, все говорили, что девочка очень хорошо развивается, просто очень чувствительная и эмоциональная. Два года назад родилась вторая дочка и все повторяется. Недавно были у психолога, она сказала, что подозревает отсутствие саморегуляции у обеих (Regulationsstörung не знаю, как точнее перевести). Лечение не требуется, если родители будут адекватно себя вести, то дети это перерастут. Но я больше не могу себя адекватно вести, у меня больше нет сил. Они или дерутся или в хорошем настроении просто крушат дом, на просьбы, приказы они не реагируют, только когда я начинаю орать от ярости обе успокаиваются, эти вспышки ярости становятся все сильнее и сильнее, мне все труднее контролировать себя. Например, вчера старшая попросила собирать с ней пазл на полу, через 5 мин. она начала легонько бить меня ногой по лицу, я спокойно объясняю, что мне это неприятно, она продолжает, я повышают голос, начинаю злиться, старшая продолжает, я встаю и ухожу, старшая просит прощения и плачет, я опять ложусь рядом с ней и она продолжает меня бить пока я не начинаю орать. Или другая ситуация, я раскладываю чистые вещи по полкам, обе дочки с диким хохотом выкидывают их с полок и начинают с диким хохотом топтать, до тех пор, пока я не начинаю орать. У нас дома постоянно крики, рев, вой. Я 24 часа с ними, они не принимают других людей, с бабушками играют только когда они приходят к нам домой. Бабушки тоже жалуются, что дети неуправляемые. Если я иду в туалет или в ванную они за мной, если я хочу в магазин, обе орут и не пускают меня. Врач сказала, что после 5 лет они станут немного спокойнее и научаться контролировать себя, но я больше не могу. Причем развиваются они очень хорошо, по крайней мере старшая. Младшая не прошла ни одного теста, потому что как только видит врачей, орет как резаная. Может быть есть какие-нибудь упражнения, я много читала про Regulationsstörung, но нашла много информации по младенцем и ничего про детей старшего возраста. Боюсь, что это может перерасти в синдром дефицита внимания. Пыталась заниматься с ними йогой, но все опять вылилось в какие-то бешеные игры с их стороны. Они успокаиваются только когда рисуют красками. Что мне делать? Я с ними много занимаюсь, мы рисуем, лепим, мастерим что-нибудь, мультики они смотрят немного. Благодарю за помощь.

Ирина

Ирина, здравствуйте.

Нормы везде отличаются, поэтому сразу поясню, я буду говорить исходя из тех данных, которые актуальны в России. Например, навыки саморегуляции появляются только после 3-х лет, а значит, требовать их от 2-летней не имеет никакого смысла. Но навык можно развивать. Например, с помощью игры «Море волнуется раз» или «Недостающий стул» (когда нужно бегать вокруг стульев до тех пор, пока играет музыка, а когда она прекращается, нужно занять свое место. Также, рекомендую постепенно обучать детей ожиданию. Не делайте все и сразу. Например, просите ждать, когда вы доедите. Будут истерики и сопротивление. Но при должной твердости ваших намерений, дети примут правило. Еще, очень хорошо будет, если введете игру «можно и нельзя». Суть ее в том, чтобы обозначить время и место, когда «можно». Можно все, что в пределах безопасности и обычно нельзя: кричать, топать и т.д. Должны быть четкие границы. За которые заступать нельзя. Также и с «нельзя». При постоянном повторении дети научатся скидывать напряжение в положенное время и в положенном месте.

Кстати, о расслаблении. При таком типе нервной системы дети сами страдают. Они очень устают (даже на уровне физиологического износа) и не умеют останавливаться. Им нужна помощь и четкие границы: четкий режим, понятные правила, жесткие установки. Учите детей расслабляться. Но помните – вы не сможете научить тому, что не умеете сами. Обратите внимание на свою фразу «мне все труднее контролировать себя». Откуда тогда такой высокий уровень требований к детям? Начните с себя, научитесь снимать напряжение (например, дыхательными техниками) и брать паузу в моменте (сначала дышите, потом реагируете).

Вообще, важно то, как вы реагируете во время истерики. Если дети добиваются своего, то тем самым вы подкрепляете такое поведение. Кроме того, есть такое понимание, как «привычная частота общения». Если вы и ваши дети привыкли уже к такой частоте, то другая будет казаться недостаточной. Дети нуждаются во внимании, как в воздухе. Подумайте, как им еще получить такую дозу внимания от вас? Судя по всему, гнев – это самая быстрая и самая сильная ваша реакция. И тогда нужно учиться реагировать каждый раз все тиши и тише и заменять недостающую «дозу» на положительные эмоции (смех, например). Должен быть принцип маятника: на зло отвечать чуть меньшим злом, а на добро - чуть большим добром.

И еще один важный момент – ваши ресурсы истощены. В таком состоянии вы не сможете ни сопротивляться, ни выстраивать новые связи, ни учиться. Поэтому начните с себя: сон, разнообразное питание, интимные отношения, безопасность. Все, что вас сейчас «тратит» нужно прекратить или делегировать (например, мытье посуды). Составьте список того, что вас наполняет и делайте хотя бы три пункта в день из своего списка (от чашки кофе до отпуска).

И я бы рекомендовала обратиться к психологу очно, можно онлайн. Это поможет быстро и максимально эффективно перестраивать ситуацию.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»