Здравствуйте, Мой младший брат гробит своё будущее своими же руками. Умный парень, хорошо грамотно говорит, усваивает новую информацию, отлично декламирует стихи, хорошо учился в школе, тонкое чувство юмора. При всем при этом может быть замкнут в новом обществе, к примеру, смена школы. Есть комплексы (акне, рост, вес и.тд.), смена настроения: вечером настроился на учебу, а с утра готов все бросить. Вредных привычек нет, друзей, тоже, близких, так знакомые. Сейчас его хотят отчислить из колледжа, не посещает придумывает себе заболевания орви, орз, нога болит и прочее. Сейчас бьюсь с ним, что бы сдавал зачеты. Отбивается всеми способами, прошу, ругаю, объясняю все без толку... Из последнего: заставила учить химию. 70 пропущенных часов по химии! 42 страницы конспектов переписать за 12 часов, и ведь смог! Написал, получил допуск на зачёт, а сегодня пришлось ругаться из-за физкультуры, в понедельник нужно сдать нормативы, а он отказался идти покупать себе форму-не хочу, не надо, сдам в джинсах и т.д., пусть меня отчислят, плевать. Чем и как ему помочь? Возможно ли это вообще? Родители не авторитеты для него, единственный человек, имеющий влияние на него это я, а я устала уже.....
Лида, здравствуйте.
Существует такое понятие – «треугольник Карпмана». Настоятельно рекомендую ознакомиться с этой теорией, это поможет вам перестать играть в спасателя.
Ваш брат имеет право жить свою жизнь так, как хочет. До его 18 лет родители несут за него ответственность, но с каждым годом все меньше. Их задача – научить ребенка принимать решения и нести за них ответственность. Не ваша.
Вы должны отступить и научиться уважать выбор вашего брата, дать ему свободу выбора и «воздух» для того, чтобы понести последствия этих выборов. Только так происходит становление личности.
Я не говорю о том, что нужно бросить его одного, что нужно отвернуться или усугублять положение. Нет. Но у вашего брата должна быть зона ответственности, соответствующая возрасту. Например, учеба. Если раньше за него принимали решения, если спасали его и сами «разруливали», то у мальчика скорее всего нет необходимых навыков для самостоятельной жизни. Именно потому лучше давать волю сначала в малом, но постепенно усложнять задачи. Ваша роль в этом заключается, чтобы быть рядом, но не проживать его жизнь. Скажите ему примерно следующее: «Мне очень больно видеть, как ты обходишься со своей учебой. Я очень переживаю за тебя. Но я не хочу тебе мешать. Поэтому если тебе нужна помощь, обращайся, а пока я выбираю отстраниться. Это твоя жизнь и твое право». И важно, что если брат придет за помощью, то не решать его проблемы, а помогать. Например, советом или поисков вариантов. Но не делать все за него.
Я бы обратила ваше внимание на свою жизнь. Какую свою потребность вы закрываете. Когда так активно участвуете в жизни брата? Возможно, это помогает ощутить собственную значимость или перекрывает потребность в одобрении. Зачем вам это спасательство? Осознавая это вы сможете найти более эффективный способ закрытия своих потребностей, а значит и у брата появится шанс повзрослеть.
Почувствуйте разницу между спасением и помощью. Спасатель высокомерен, он знает, как жить жертве, он сам за нее все решает, он удовлетворяет свое желание быть нужным. Спасают из своей потребности. А помогают из потребности нуждающегося. Жертва сама просит о помощи и говорит, как именно нужно помочь. Например, просит найти репетитора. Помощник не проживает жизнь своей жертвы, а действует строго так. Как ее попросили. Не более того. Только в помощи есть уважение к чувствам другого и понимание, что каждый имеет право делать свои выборы.
Рекомендую проработать личные границы внутри семьи и обратиться к специалисту очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/