Вопрос специалисту

Мой ребенок не разговаривает

Мой ребенок не разговаривает

Добрый день! У меня второй ребенок, мальчик, ему 2 года и 1 месяц. Меня очень беспокоит, что он не говорит, может только иногда сказать "мама", когда уже совсем что-то надо. Знаю из опыта с первым ребенком, что надо много разговаривать с ребенком, всегда ему все комментирую, мы много читаем - это его одно из любимых занятий, много гуляем, стараюсь провоцировать его на речь - задаю вопросы, и жду когда он ответит, но пока только мычит. В пассивном запасе он все знает, когда просишь показать предмет или животное, цвет или фигуру, все показывает верно, просьбы выполняет, со слухом тоже все в порядке. Но сам не хочет даже легкие слоги говорить - например, как говорят животные, "ку-ку", "на" или "дай". Если что-то ему надо, то он все мычанием озвучивает. Положительный ответ - продолжительный звук "а" как бы "да", на большое - говорит "вва", на маленькое - "си-си" и умиляется при этом. Я беспокоюсь, т.к. знаю, что в его возрасте дети около 50 слов уже должны говорить. Недавно слушала интервью с бывшей женой К. Меладзе, в котором она рассказывала об их сыне – аутисте. Там говорили про признаки аутизма и некоторые есть у моего сына. Например, он иногда ходит на носочках, хотя я его никогда не учила этому, он не тянется к детям, предпочитает играть и бегать сам. Подскажите, как понять есть ли у нас реальная проблема и не упустить драгоценное время. Спасибо заранее.

Нина Жужа

Здравствуйте, Нина.

Судя по вашему описанию, аутизма у вашего ребенка нет. А признак, о котором вы говорите «ходит на носочках и не тянется к детям» - это не совсем классический симптом аутизма. Аутисты сложно находят контакт, это так, но не только с детьми. Им сложно контактировать и со своими родителями, близкими, проживающими в одном доме, со всеми людьми, ведь у них поражен центр, отвечающий за эмоциональный интеллект. Хождение на носочках, если это в самом начале обучения хождения на ногах, то это признак возможных проблем с неврологией. Рекомендую обратиться к детскому неврологу за консультацией. Если же ваш ребенок уже уверенно ходит, но иногда встает на носочки, то это признак того, что ребенок просто учится иначе ходить и это абсолютно нормально. Он изучает свое тело, поэтому поводов для беспокойства нет.

Касаемо говорения. Да, действительно, в два года дети часто уже произносят хотя бы легкие слоги и три – пять простых слов. Но в современном мире нормативы сдвинулись, и сейчас считается нормальным, когда дети (чаще мальчики) задерживаются в речевом развитии до трех лет. Однако уже есть повод для того, чтобы присмотреться к ребенку, интенсивно и методично занимать с ним, следить за развитием. Если в три года ребенок так и не заговорит, то рекомендую обратиться к детскому неврологу. Возможно, есть задержка речевого развития. Медикаментозная терапия довольно быстро скорректирует это, ведь, судя по вашему описанию, задержки психического развития у вашего ребенка нет.

Старайтесь не тревожиться по этому поводу, не давать ярких эмоциональных реакций на молчание и ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Понятие норма – это всего лишь самый распространенный показатель, но это не говорит о том, что все дети должны соответствовать этому среднему значению. У каждого есть индивидуальный план развития. Многие дети развиваются скачками, то есть они как бы задерживаются, а потом быстро догоняют сверстников.

Следите за тем, чтобы ребенок проводил активное время после пробуждения и спокойное время бодрствования перед сном, чтобы была достаточная физическая нагрузка. Так у него будет возможность не только для переключения с интеллектуального труда на физический, но и так психика не будет «перегреваться». Обратите внимание на то, какая атмосфера дома, чтобы не было открытых и скрытых конфликтов. Чаще обнимайте, поглаживайте, поощряйте и все получится.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»