Вопрос специалисту

Мой сын гиперактивный

Мой сын гиперактивный

Добрый день. Мой сын гиперактивный. Ходит на легкую атлетику. Учится на 4 и 5. Но совсем не интересует школа, лень, не интересно. Каждый раз заставляю. Прошу. Кричу. Я так не хочу. Как можно научить сознательности?

Анна

Здравствуйте, Анна.

Я не увидела в вашем письме признаков гиперактивности. А ваше поведение в некоторой степени зависит от того, есть ли соответствующий диагноз у ребенка. Но в любом случае, в вашем письме есть несколько моментов, на которых я хотела бы остановиться.

Во-первых, зачем вы заставляете ребенка делать то, что он не хочет? Судя по всему, вы прибегаете к различным способам воздействия, в том числе манипуляция. И все это для того чтобы ребенок занимался нелюбимым делом. Вспомните себя, когда вам приходится делать то, чего вы не хотите. Скорее всего вы испытываете довольно серьезный стресс. Ваш ребенок реагирует так же. Действительно ли высокие баллы важнее эмоционального и психического состояния вашего сына?

Кроме того, я не понимаю, зачем нужно заставлять, если можно заинтересовать. Найдите темы, предметы, которые ребенку интересны. Прорекламируйте их. Расскажите, что можно делать, зная тот или иной предмет. Например, что можно самому делать петарды, зная законы физики. А еще можно выращивать в аквариуме рыбок, зная биологию. А зная английский, можно полететь в любую страну и узнать новых людей.

Создайте благоприятные условия для обучения. Ребенок сам проявит к этому интерес. Но до тех пор, пока вы кричите и заставляете, у ребенка вряд ли будут положительные ассоциации со школой.

Судя по тому, что ваш сын учится на 4 и 5, вы достигаете своего результата, но сильно устаете. Получается, что для того, чтобы иметь высокие баллы, необходимо одному стать несчастным ребенком и другому - уставшим родителем? Я не думаю. Я думаю, что стоит выбрать любимое занятие, любимое дело и преуспеть в нем. Этого будет достаточно. Троек хватает для того, чтобы окончить школу. Кстати, дети, которые имеют низкие балы в школе, в жизни часто достигают успеха. Это связано не с тем, что знания не нужны в жизни, нет. Это связано с тем, что у таких детей чаще лояльные родители и у них верно выставлены приоритеты. Поэтому пересмотрите, пожалуйста, свое отношение к оценкам, к своему ребенку.

Выстройте приоритеты и научитесь с ребенком договариваться. Научитесь слушать и слышать его потребности. Ну и конечно, ставить правила, рамки. Объясняйте причинно-следственные связи и договаривайтесь с ребенком о том, сколько сил и времени необходимо уделить школе для достижения минимально требуемых результатов. Например, среди правил рекомендую выделить ограниченное время для уроков. Оно должно быть посвящено только выполнению домашнего задания. В это время нельзя отвлекаться, но при этом в свободное время вы не имеете права давать ребенку задания или говорить о школе. Кроме того, старайтесь давать больше отдыха ребенку. Так ему будет проще пережить стресс. Научитесь выстраивать отношения, и процесс обучения станет гораздо проще.

Всего доброго.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»