Здравствуйте, Наталья.
Ответ: не уступать, но успокаивать. Судя по вашему письму, сын прекрасно понимает, где и с кем он находится, и как ему позволено себя вести. Очевидно, что дома, в комфортной обстановке он может расслабиться, дать волю своим чувствам. Это хорошо, что ребенку хорошо, но проблема в том, что уже начавшись, истерику не остановить - пока она не "отыграет". Можно ускорить этот процесс, дав ребенку предварительно смоченное водой и охлажденное полотенце (можно держать его в целлофановом пакете в холодильнике) - пусть приложит ко лбу, глазам и скулам на 2-3 минуты. Это запускает парасимпатическую систему: давление снижается, пульс замедляется, дыхание выравнивается. Также можно подержать запястье в течение одной-двух минут под струей холодной воды - эффект похожий, но не столь выраженный. Это помогает успокоиться. Также учите сына техникам, помогающим не подавлять (как в садике), а регулировать эмоции. Подавление ни к чему хорошему не приводит: напряжение, накопленное в течение дня в детском саду ребенок будет приносить домой и отыгрывать его там - в том числе, в виде криков и истерик. Поговорите с сыном о том, что вызывает в нем напряжение и недовольство в течение дня. Если он научится безопасно выражать свои чувства и эмоции, сбрасывать напряжение и неудовлетворенность без истерик, это будет большим облегчением для самого ребенка.
Методы самоуспокоения - простые, дети с удовольствием их применяют. Важно, чтобы ребенок научился отлавливать приближение истерики на подступах, до того, как она началась. Чтобы ее не допустить, применяйте ритмированное дыхание: помогайте ребенку, включайтесь вместе с ним, заодно и сами успокоитесь. Это такой же прием, что и при панических атаках: выдох делаем в 1,5-2 раза длиннее вдоха. Например, вдох на счет 4, выдох на 7, вдох на 5, выдох на 8, и так далее. Еще дети часто любят делать активные физические упражнения: приседания, прыжки, отжимания, подтягивания. Почувствовал приближение гнева - пошел отжался несколько раз. Эффект тот же: после мышечной активности наступает расслабление организма, активизация парасимпатической системы, отвечающей за расслабление.
По поводу вашего поведения с сыном. Вы совершенно верно насторожены относительно того, чтобы не уступать его капризам и попыткам с помощью крика манипулировать вами. Но тут нужны устойчивость и последовательность, большая самодисциплина и терпение. Вы сами должны придерживаться раз и навсегда заведенных порядков: то, что разрешено - разрешено всегда, что запрещено - запрещено всегда. Так у ребенка не будет повода пытаться манипулировать вами: рано или поздно он поймет, что это - бесполезно. Но при этом необходимо сохранять доброжелательный настрой, терпеливо объяснять ребенку, почему заведены такие правила, их целесообразность, необходимость. Проявите сочувствие к ребенку: он ведь искренне хочет добиться желаемого. Но в то же время объясните, почему это невозможно и вы при всем сострадании и любви к сыну не можете нарушить правила. Приведите в пример правила уличного движения - что они нужны для безопасности. Расспросите сына о правилах, которые известны ему. Как он относится, когда кто-то из ребят в процессе игры нарушает правила. Нравится ли это ему или нет? Почему? Запретов не должно быть много и они должны быть понятны ребенку, объяснять их нужно столько, сколько необходимо, но они должны быть непоколебимы - кроме ситуаций, угрожающих жизни и здоровью, конечно. Четкие рамки - залог спокойствия и уверенности детей, так они чувствуют себя более защищенными.
Маргарита Лопухина
Психолог Портала «Я – родитель»