Здравствуйте, Екатерина!
Для начала нужно разделить ваш запрос на несколько подпунктов. Во-первых, необходимо выяснить какого рода проблемы. Дело в том, что одноклассники реагируют на такое проявление ребенка? Жалуются учителя или сам ребенок оценивает свое состояние в школе как проблему? В зависимости от того, что происходит, будет строиться план коррекционных мероприятий.
Что касается драк. Важно понимать, что является причиной. Ребенок может драться, потому что отстаивает свои границы. Например, если одноклассники отбирают у него канцелярию или обзывают его. В этом случае важно научить вашего ребенка предупреждать о нападении, но не учить мальчика молчать и терпеть. Ведь это нарушение его личных границ.
Если же он дерется по собственной инициативе, то есть, его никто не обижает, он провоцирует конфликты самостоятельно, то важно выяснить, почему это происходит. Возможно, ребенок таким образом снимает стресс. Тогда важно исключить конфликты между вами и отцом ребенка, стрессовые факторы вроде переезда или смены режима дня. Возможно ребенок не высыпается или получает недостаточно разнообразное питание. Недостаток некоторых микроэлементов может вызывать некоторое перенапряжение.
Вполне возможно, что ребенок просто не умеет иначе выстраивать диалоги и отстаивать свою точку зрения. Или у ребенка есть физиологические особенности и недостаток саморегуляции. Что именно побуждает вашего сына так себя вести, может диагностировать специалист. Проконсультируйтесь с детским неврологом и психологом. На нашем Портале вы можете найти список бесплатных служб психологической помощи -https://www.ya-roditel.ru/map/
Чаще всего дети бьются головой в случае, если в семье есть запрет на проявление социально неприемлемых эмоций. Таких как, злость, раздражение, агрессия. В этом случае ребенок направляет возникшую эмоцию на себя.
Задайтесь вопросом: как еще ребенок может проявить агрессию, если не так, как он делает сейчас. Может ли он вам сказать «нет»? Разрешено ли в вашем доме кричать, топать ногами, бить подушку. Если нет, то стоит пересмотреть внутрисемейные правила и научить ребенка безопасно для себя и окружающих, проявлять агрессию.
В любом случае уделяйте больше внимания релаксации, отдыху, давайте мальчику больше тактильных ощущений. Предлагаю рассмотреть возможность профилактического расслабляющего массажа, водных процедур, ароматерапии. Чаще поглаживайте своего ребенка, хвалите, говорите, что гордитесь, любите его. Возможно вашему сыну не хватает вашего внимания, контакта с вами. Старайтесь не ругать его за такое поведение, а больше подсказывать то, чего вы от него ожидаете. Старайтесь не вставать в оппозицию, а показывать всеми доступными способами, что вы вместе, что вы рядом, что готовы ему помочь преодолеть все сложности.
Поговорите с учителями. Есть ли возможность на какое-то время или на постоянной основе снять некоторые обязанности с вашего ребенка. Я имею в виду если ваш ребенок испытывает сильные стресс при ответе на устные вопросы, то возможно ему можно сделать поблажку и разрешить ему отвечать письменно, например. Если это невозможно, то научите ребенка снимать напряжение и предупредите об этом учителей (чтобы поощряли). Самый эффективный способ – это дыхательные упражнения.
Развивайте эмоциональный интеллект ребенка. Учите, какие бывают эмоции, когда они возникают, как их можно проявлять, как считывать эмоции у других людей. В Сети Интернет довольно много упражнений по этой теме.
Как только ребенок научится считывать эмоции, он сможет выбирать как их проявлять. Например, если его злит какой-то одноклассник, то он может сначала сказать - «Не делай так. Мне это не нравится.». Затем пригрозить какой-то санкцией. Например: «Если ты не прекратишь, я пожалуюсь учителю». Но важно, чтобы ребенок далее соблюдал свои угрозы, если обидчик не прекратит некорректные действия. Так дети поймут, что ваш ребенок не блефует, его слово имеет значение.
Но помните, что начинать коррекционную работу необходимо с родителей. Следите за тем, чтобы ваши установки и правила были последовательными, понятными, четкими. Научитесь сами защищать себя, проявлять агрессию, злость, раздражение и ребенок скопирует поведение с вас.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»