Вопрос специалисту

Мой сын стал очень агрессивным с другими детьми

Мой сын стал очень агрессивным с другими детьми

Добрый день! Меня зовут Алена, мне 25 лет, воспитываю сына одна с 1 года (помогают родственники), с мужем в разводе, почти не контактируем, живет в другом городе, да и ребенок о нем почти ничего не знает. Сын ходит в садик, всегда был добрым обаятельным мальчиком, его все вокруг любили и воспитатели, и родственники, и мало знакомые люди. Но последние полгода у нас в садике постоянно происходят конфликты с детьми, мой сын их толкает, после чего у детей появляются травмы, кусает и прочее. Он очень эмоциональный, но откуда у него берется столько злобы, не понимаю, он иногда и на меня может психануть, а лицо полное злобы. Пробовали и разговаривать и наказывать, все бесполезно и ничего не меняется, только обещает, что все изменится, а на деле очередные сюрпризы от него.

Алена

Здравствуйте, Алена!

Агрессия, злость, гнев, раздражение и другие социально неприемлемые эмоции на самом деле вовсе не негативные, как принято их называть. Они также полезны, как и положительные эмоции и не стоит ими пренебрегать. Дело в том, что каждая эмоция – это реакция на раздражитель, и она призвана выполнять какую-то функцию. Страх – бережет нас от опасности, злость – показывает, где нарушены наши границы. Соответственно если у вашего ребенка есть много злости, агрессии, гнева, то это говорит о том, что есть нарушение его личных границ. Возможно, никто не спрашивает его мнение, часто от него требуют выполнения чего-либо в приказном порядке. Я не говорю сейчас об агрессивном методе воспитания, я говорю сейчас о директивном способе выстраивания диалога с ребенком.

Задумайтесь, есть ли возможность в вашей семье проявлять те самые социально неприемлемые эмоции, о которых я говорила. Может ли ребенок вам сказать «Нет»? Может ли накричать на вас и т.д.? Если нет, то ищите место и/или способы проявления этих эмоций в семье. В противном случае заблокированная эмоция выходит крайне вычурной форме, как это происходит в вашем случае, либо энергия от непроявленной эмоции находит оригинальный способ реализации. Например, психосоматика. То есть, ребенок, которому запрещено злиться часто будет страдать заболеваниями зубов, желудка, печени, головными болями и т.д.

Не нужно наказывать за такое поведение, не нужно кричать, запрещать и т.д. Нужно рассказать ребенку то, что вы от него ожидаете, отработать новый навык, и только после этого просить выполнять вашу инструкцию. Например, как еще ребенок может проявить свою злость кроме проявления силы? Например, он может кричать, топать ногами, может побегать, порычать.

Научите вашего ребенка навыкам саморегуляции так, чтобы между стимулом и реакцией была пауза. Например, его толкнули. Ваш ребенок должен сделать пять глубоких вдохов носом и выдохов ртом и только после этого принять решение как в этой ситуации действовать. Если он будет обучен этому навыку, у него будет возможность выбирать между привычной реакцией и надстройкой, которую предложите ему вы. Соответственно если навык будет уже отработанным, если он будет также эффективен как старый, то проблем не должно возникнуть.

Кроме того, следите за режимом дня ребенка, за количеством и качеством его сна, за разнообразием его питания. Дело в том, что хроническая усталость, недосып, внутрисемейный или внутриличностный конфликт могут перенагружать психику ребенка и проявляться в соответствующих поведенческих реакциях.

Следите за своими реакциями. Ни в коем случае не злитесь, не игнорируйте ребенка, не угрожайте ему. Только четкие и понятные правила, которые выполняются вне зависимости от обстоятельств и времени. И спокойный тон, который объясняет как нужно себя вести. Помните, что перед вами ребенок с недозревшей психикой и не все ваши инструкции он может выполнить эффективно и с первого раза.

Если на базе детского сада нет штатного психолога, рекомендую обратиться к специалистам на нашем Портале вы можете найти список бесплатных служб психологической помощи -https://www.ya-roditel.ru/map/

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»