Возраст ребёнка: 8 лет
Моя дочь всем помогает, а дружить с ней никто не хочет
Моя дочь - позитивная, дружелюбная, с БОЛЬШИМ желанием помогать окружающим (людям, животным, растениям), но при этом... Дети не хотят с ней дружить. И это ее ужасно расстраивает! Как мне ей помочь? Спасибо за ответ.
Майя Леонтьевна
Здравствуйте, Майя Леонтьевна.
Для начала давайте определимся в понятиях. Помощь – это оказание влияния на ситуацию или на психоэмоциональное состояние человека только если об этом просят. Конечно, это не точное определение, но суть явления раскрывает. Важно – вас должны попросить.
Соответственно, если ваша дочь помогает всем без разрешения, то она таким образом нарушает личные границы других детей. Каким образом? Какие бы ни были благие намерения вашей дочери, она оказывает воздействие без разрешения прямого участника этой ситуации. То есть, по сути, она считает свою точку зрения лучше/правильнее. А тот, кому помогают, соответственно, считает, что он хуже/глупее. И, конечно, сопротивляется. Приведу очень утрированный пример. Женщина жалуется на мужа-алкоголика. Возможно, ей нужна помощь, но чаще нет. Она хочет просто страдать. Ведь жертвенная позиция дает очень много плюсов и вторичных выгод. Например, жертва всегда бедная и несчастная, ее нужно пожалеть. Жертва манипулирует другими людьми с помощью чувства вины. Она получает много благ без активных действий, а просто жалуясь на свою жизнь. Соседи дают бесплатно еду, сын приходит домой сазу после школы, чтобы обезопасить мать от побоев, ну и так далее.
Вот и ваша дочь нарушает бытие других и помогает, возможно, там, где не стоит этого делать. Важно объяснить это ребенку, доступным для нее языком и научить помогать только там, где об этом просят.
Вообще, важно понимать, откуда у ребенка такая активная спасательная роль. Рекомендую познакомиться с таким понятием как «Треугольник Карпмана». Суть его заключается в том, что есть три роли: жертва, спасатель и агрессор, - которые создают некое трио и меняются между собой ролями. Например, муж – алкоголик, он же агрессор, жена – жертва, дочь – спасатель. Роли нефиксированные, они могут периодически меняться внутри треугольника. Но суть останется прежней. В роли спасателя есть двойное дно. Внешне – это человек благих намерений, он социально одобряем. Но по факту речь о высокомерии и нежелании заниматься своей личной жизнью.
Важно развивать эмоциональный интеллект свой и своего ребенка. Для того чтобы понимать свое актуальное состояние и возвращать активность в собственную жизнь. Этому можно научиться самостоятельно, но для высокой эффективности и во избежание большого количества ошибок, рекомендую обратиться к психологу. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»