Возраст ребёнка: 4.5 года
Мою дочь начали раздражать колготки, носки, обувь
Здравствуйте, мою дочь в последние две недели, начали раздражать колготки, носки, обувь. Доходит до жуткой истерики, с паданием на пол, бьется ногами и руками, кусается, пытается биться головой об двери. Ей все давит и все тут, подскажите, это психологическая или физиологическая проблема? К кому обратиться? Чувствую, что скоро мне потребуется психиатр.
Яна
Здравствуйте, Яна
Для начала необходимо исключить любого рода физиологические проблемы. Вполне возможно, что у ребенка есть некоторые ощущения, которые она описывает как «давит». В этом возрасте описание может не соответствовать действительности. Тем не менее, я рекомендую проблему однозначно решать вместе с психологом, но очно. Дело в том, что эффект от работы психолога может быть только если работает над проблемой вся семья.
Тем временем вам необходимо пополнить собственные ресурсы. Исправить положение дел, дать ребенку опору, поддержку и научить его сохранять спокойствие может только спокойная, уверенная в себе мама. Поэтому вспомните, что вам приносит удовольствие. Напишите список, пусть там будет написано все, даже мелочь вроде чашки кофе утром или теплая ванная. Делайте хотя бы три пункта из этого списка, для того, чтобы наполнить жизнь положительными эмоциями.
Следующее, важно расслабить ребенка. Стоит рассмотреть возможности расслабляющего массажа, отдать ребенка в бассейн или дома чаще проводить время в воде (она расслабляет). Чаще поглаживайте, целуйте, говорите, что любите. Обучите ребенка навыкам саморегуляции и релаксации. Эффективнее всего будут работать дыхательные техники. Самая простая – дышать животом (вдох носом, выдох ртом так, чтобы выдох был вдове длиннее, чем вдох). Когда вы будете наблюдать страх, панику или другое эмоциональное напряжение у ребенка, начните так дышать самостоятельно, до тех пор, пока ребенок не скопирует ваше поведение. В момент приступа страха или отказа не нужно требовать прекратить, отказывать в поддержке, не нужно кричать. Для начала верните состояние спокойствия и только потом говорите с ребенком о том, что произошло.
Помогайте девочке осознать свои эмоции, называйте их вместе и прорабатывайте другие способы реагировать на ту же ситуацию. Например, вы можете говорить следующее предложение: «Я тебя слышу, я рядом, я с тобой». Это поможет ребенку ощутить безопасность и перестать сопротивляться.
В любом случае стоит уважать чувство ребенка. Чаще используйте «Я-сообщения» и метод контейнирования эмоций (Техника контейнирования эмоций), обучайте этому ребенка. Не заставляйте делать то, чего не хочет делать девочка, а больше учитесь договариваться с ребенком и искать альтернативу.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»