Вопрос специалисту

Может ли трёх-четырёхмесячный ребёнок манипулировать?

Может ли трёх-четырёхмесячный ребёнок манипулировать?

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, может ли трех-четырехмесячный ребенок манипулировать? Чуть что не по-его (хочу кушать, хотя мы гуляем, и по часам он недавно ел, а питается он только молоком грудным, что приходится кормить прямо на улице, или, к примеру, хочу на ручки, а я только от него отвернулась), сразу дикая истерика. Орет так, что потом его плач часами стоит в ушах. Только даешь ему то, что хочет - успокаивается. Как вообще правильно реагировать на такие вещи? Как правильно реагировать его отцу?

Татьяна

Здравствуйте.

Ребёнок ни в 3 месяца, ни в 4, ни в год, ни даже в 2 года не может манипулировать. И не потому что не умеет, а потому что физиологически на это не способен.

Смотрите, человек рождается на свет не до конца сформированным. Окончательно люди созревают уже в процессе роста: то есть в детстве и юности. Это касается не только тела, но и мозга.

При рождении у человека в головном мозге есть очень много нервных клеток и очень мало связей между ними. Созревание мозга – это в том числе формирование этих связей. Именно они отвечают за то, что мы умеем мыслить, анализировать, предполагать и ставить себя на место другого.

Более подробно почитать об этом вы можете в любой книге по возрастной психологии и психофизиологии. Например, Обухова «Детская психология: теории, факты, проблемы», Безруких «Как наблюдать за развитием ребёнка» (и другие труды), Мурашова «Ваш непонятный ребёнок».

В 3-4 месяца ребёнок физиологически не умеет логически мыслить и рассуждать. Он не думает так, как это делаем мы, взрослые. Его мозг ещё не научился сложным процессам, как: осознать, что кому-то неудобно что-то делать, рассчитать, какие действия нужны, построить цепочки причин и следствий, чтобы добиться цели.

Младенец (как и ребёнок раннего возраста) живёт так, как чувствует. Всё строится исключительно на ощущениях, там ещё нет никакого мыслительного компонента.

А манипуляция – это дар мышления. Чтобы манипулировать другим, нужно: знать свою цель, анализировать, как повлиять на другого оптимальным образом, чтобы её добиться, а другой этого не заметил, и скрытно это осуществлять.

Это кажется нам взрослым простым, но на деле, это очень сложная работа. Чтобы её осуществить, нужен очень, очень зрелый мозг.

Даже у ребёнка в 3 года мы не можем говорить о манипуляциях. Скорее – о приспособлении к внешним условиям. Когда один и тот же тип поведения закрепляется родителями, потому что он единственный приводит к результату.

До года даже такого приспособления нет.

Кроме физиологического развития идёт и психическое. До 1 года ребёнка ощущает себя слитым с мамой.

Вы сейчас встроены в его картину мира. Вы с ним – единый организм. Он не осознаёт, что вы отдельный человек, со своими мыслями, желаниями, чувствами. Для ребёнка вы – его продолжение, а он ваше.

И отсюда вытекает всё его мировоззрение и особенности поведения.

Младенец плачет и кричит, чтобы подать вам знак, что с ним что-то не так. Он сам не знает что, только с вашей помощью однажды он научится различать: голоден он, устал или ему не хватает мамы. Но в таком маленьком возрасте все эмоции – это аффекты, очень сильные и большие (поэтому так громко кричит, тихо просто невозможно, когда внутри так плохо). Это как ком в груди, непереносимый для младенца.

Но у него в жизни есть «его» взрослый, который всегда ему поможет. Это вы.

Ребёнок не понимает, что на улице вам неудобно его кормить, потому что ещё не способен это понять. Ему просто плохо, он ощущает дискомфорт, и сообщает вам об этом. Потому что мама – это главный человек сейчас в его жизни, который придёт и избавит от неприятных переживаний.

И даже не отдельный главный человек, а нечто единое. Тот, кто появится и волшебным образом сделает жизнь хорошей, сделает так, чтобы было тепло, комфортно, удобно, спокойно (потому так страшно вас потерять, а когда вы отворачиваетесь, у него ещё нет уверенности, что вы вернётесь, он не умеет строить планов).

Сейчас для развития и роста больше всего ему нужны 3 вещи:

- Удовлетворение физиологических потребностей.

- Мама рядом.

- Покой.

Всё. Покушать, быть сухим, достаточно спать. А в остальное время, чтобы мама заботилась: смотрела любящим взглядом, восторгалась, очень много хвалила, знакомила с миром и с ним самим («какие у нас ручки», «а чьи это такие красивые глазки»).

Если ребёнок плачет (и не только младенец, в любом возрасте), значит, ему правда плохо. Нас могли учить иначе: что нельзя идти на поводу у детских слёз, что это манипуляции, что нужно держать ребёнка в узде.

Но это не так. Такие убеждения вселяют в нас веру, что родительство и воспитание детей – это война, в которой нужно держать оборону и не давать другой стороне спуска.

А ребёнок просто живёт. Он плачет, потому что ему нехорошо. Он ждёт, что мама ему поможет. Если в эти моменты оставлять его одного, психически у него не сформируется базовое доверие к миру. То есть уже во взрослом возрасте он будет чувствовать гораздо больше одиночества, отчуждённости, неприкаянности. Просто потому что мама когда-то в младенчестве не подходила и не откликалась на его призыв.

Поэтому, если у вас есть проблемы с кормлением, режимом и другие вопросы, вы можете обратиться к консультанту по грудному вскармливанию. Он подскажет, как взаимодействовать с ребёнком так, чтобы вам было удобнее его кормить, чтобы вы сами не выматывались и более бережно относились к себе.

А в остальном, всё, что сейчас ребёнку от вас нужно – это чтобы вы подходили. Чтобы вы были рядом. Чтобы вы брали на ручки. Чтобы вы обнимали, сюсюкались, улыбались ему. И вы, и его папа. 

Не бойтесь его залюбить. Это невозможно сделать. Избалованные дети – это те, кому взрослые не помогли пережить разочарования, уже в гораздо более старшем возрасте. А капризные дети – это те, кого раз недолюбили. И кто отчаянно пытается получить от родителей и от мира ту любовь, заботу и опору, которых им так и не хватило.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»