Здравствуйте, в последние 2 месяца слышу от ребёнка: «Я никому не нужен. Вам было бы лучше, если бы меня не было». В основном такие фразы возникают при каких-то запретах: если что-то не разрешить, не купить. Ребёнок уходит в строну, я его догоняю, он это говорит, я ему возражаю, говорю, что он очень всем нужен и все его любят, также говорю это и в течение дня.
Здравствуйте!
Предлагаю вам посмотреть на ситуацию с нескольких сторон.
1. Обычно, когда человек говорит «Я никому не нужен, без меня всем было бы лучше», он хочет услышать, что это не так.
Он хочет, чтобы его догнали, возразили, заверили, что нужен, что любят, что самый лучший. Именно это вы и делаете. И по сути, это очень верно.
Потому что, даже если мы говорим о манипуляциях (а детские манипуляции совсем не такие, как взрослые, это не зло и не ужас, с которым нельзя мириться), уверить ребёнка в том, что вы его любите и без него вам было бы очень плохо – это не лишнее. И от этого не будет хуже.
Но отзываться на такие слова ребёнка и показывать, что вы остаётесь заботящимся взрослым, не значит отменить все имеющиеся правила и ограничения.
И тут мы подходим ко второму пункту.
2. Детям нужны правила, запреты и ограничения.
Может казаться, что ни один ребёнок не любит правила. Однако они нужны для развития. Правила поведения – это опора, которая делает мир для ребёнка более понятным и безопасным. Если в семье их нет, у детей часто повышается тревожность и могут возникнуть проблемы с построением отношений в будущем.
Поэтому, конечно, важно заверять мальчика в своей любви и так укреплять привязанность. Однако, при этом, не менее важно держаться запретов и ограничений (то есть, если что-то делать нельзя, это непоколебимо, как бы сложно ни было ребёнку пытаться с этим смириться).
Попробуйте в подобной ситуации реагировать следующим образом: ставить запрет, комментировать, что происходит с ребёнком, отражать его чувства и предлагать альтернативу.
Например:
«Я вижу, что ты злишься. Тем не менее, в нашей семье нельзя обзывать друг друга или драться (в момент драки можете физически останавливать руки ребёнка, не сильно). Я вижу, что ты расстроен запретом. Но иначе…(объяснение, почему нельзя что-то делать). Я тебя очень люблю. Если ты хочешь побыть один, ты можешь уйти в другую комнату. Но если что, я рядом, поддержу и обниму тебя».
Предложение альтернативы – это что-то, чем можно заменить желание ребёнка. Например, посмотреть мультики завтра, если он расстраивается по этому поводу.
Отражение чувств («ты злишься на меня, я вижу», «тебе хочется продолжать играть, но пора заканчивать») не отменяет запрет, но помогает ребёнку удостоверится, что даже в такой ситуации его переживания и желания услышаны и важны для вас.
Подавляющее большинство детей переживают запреты и фрустрацию болезненно. Но это не значит, что их нужно огораживать от таких чувств.
Гораздо полезнее, если у вас получится держать правило, но оставаться рядом и помогать справляться с эмоциями (например, злость можно выразить, побив подушку, порычав или попрыгав с небольшой высоты, если грустно, можно обняться). Тогда ребёнок научится переживать неприятные моменты и не разрушаться, не будет думать, что его бросают или больше не любят.
Этот процесс обычно длительный, но он приносит большие плоды. И для развития ребёнка, и для вашей привязанности.
Если у вас остались вопросы, предлагаю вам ознакомиться с материалами на нашем Портале, которые посвящены тому, как выставлять правила и выдерживать неприятное поведение детей:
https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-ustanavlivat-rebenku-granitsy-8-pravil/
https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-pravilno-ispolzovat-zaprety-v-vospitanii-rebenka/
https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/obidchivyy-rebenok-menyaem-situatsiyu/
Всего вам доброго.
Психолог Портала «Я – родитель»