Вопрос специалисту

На слово "нельзя" дочь реагирует наоборот

На слово "нельзя" дочь реагирует наоборот

Дочери 2г.8 мес. на слово "нельзя" реагирует наоборот. Выкидывает и ломает игрушки, если что-то запрещаешь. Недавно вылила свой горшок(полный) на диван,выливает сок и воду после рисования красками. На вопрос - "зачем ты так делаешь?", отвечает- "нечаянно". Хотя делает специально у нас на глазах. Может подойти и ущипнуть за лицо ни с того, ни с сего, царапается. Подскажите, что делать. Успокаивается только, когда получает по попе. На уговоры не реагирует. Лариса

Лариса

На уговоры она и не должна реагировать – несмотря на то, что ребенок уже понимает обращенную речь, он думает пока что не так, как взрослый, не так, как мы с вами. Такой малыш думает не словами, а образами и действиями, соответственно и поведение его регулировать надо действиями, а не разговорами – не объяснять, а показывать.
Когда ребенок делает что-то не то, надо показывать ему свою негативную реакцию и негативные для него самого последствия его действий. Причём делать это не ДО того, как он начнёт шалости и не ПОСЛЕ, а чётко сразу за проступком. И эта «негативная реакция» вовсе не обязательно шлепок, например, выставить нашкодившего ребенка вон – тоже достаточно негативно. Прекратить игру или чтение книжки, выключить мультик, убрать тарелку со стола и закончить обед, показать ребенку свои настоящие отрицательные эмоции – это всё достаточно понятные реакции, с помощью которых можно показать ребенку, какое поведение вы не приветствуете.
Чтобы ребенок вас понял, важно соблюсти несколько правил:
- как уже сказано выше, реакция должна быть не до, не потом, а во время или непосредственно вслед за проступком. Если прошло уже некоторое время реагировать бесполезно.
- реакция должна быть быстрой, максимально конкретной, лишенной излишней детализации и растяжек - все устные пояснения должны быть краткими. Максимум одно предложение «Выливать на диван горшок нельзя» - всё, этого более чем достаточно, никаких почему и если, этим вы только запутаете ребенка. Если вам так необходимо поговорить с двухлеткой, сделайте это потом, через некоторое время после полного завершения ситуации.
- в вашей реакции должно быть как можно меньше личных негативных эмоций, таких как гнев, желание получить для себя сатисфакцию.
- никаких лекций или длящихся наказаний. Только действие ребенка и ваша незамедлительная реакция.
И ещё, советую подумать над тем, что как ни банально звучит, но делать назло - это зачастую способ привлечь внимание.
Мария Сурыгина, психолог

Анна Зубкова, специалист