Вопрос специалисту

Сын раздражается по любому поводу

Сын раздражается по любому поводу

Добрый день. Семья: мама, папа, дети: дочь- 21год (с нами не живет, отец не родной), сын-10 лет, сын - 4,5 года. 


Сын -10 лет, успеваемость хорошая, 3 класс закончил с одной 4, остальные 5, посещает каратэ и кружок конструирования (объемные фигуры из бумаги), любит математику, английский (но говорит - ненавижу школу).

Сегодня нашла в шкафу мягкую игрушку зайца - лапы перевязаны бумажным скотчем, рот заклеен - это меня очень насторожило. Еще из проблем - раздражается по любому поводу, если что-то спрашиваешь, реакция как будто его в чем-то обвиняют, плачет. Посоветуйте, пожалуйста, что предпринять.

Здравствуйте. 


Восприятие каждого отдельного человека индивидуально. Там, где одному весело, другому грустно. Даже одно и тоже слово мы с вами может понимать очень по-разному. И для того, чтобы строить диалог, как-то действовать относительно поступка другого, прежде всего необходимо разобраться, а что же случилось и почему. 

Возвращаясь к вашему вопросу. Слышу вашу настороженность. Понимаю вас. Но хочу вернуть вас к мысли о том, что вы мыслите с опорой на свой опыт, свои переживания, социальный статус и состояние на данный момент времени. У ребёнка может происходить совсем другой процесс. Поэтому очевидно, что нужен диалог с сыном.

Но здесь крайне важно два аспекта: то, насколько корректно вы построите диалог и то, насколько доверительные отношения у вас с ребёнком. Если он не привык говорить с вами откровенно, если раньше вы никогда не интересовались его увлечениями и так далее, то подобный разговор может стать очень тревожным событием. Ребенок может закрыться ещё больше. Поэтому я настоятельно рекомендую обратиться за помощью к детскому психологу. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Если вовлеченные беседы для вас норма жизни, то можно инициировать диалог самостоятельно. Здесь важно не давить, не оценивать, не требовать, не стыдить, не высмеивать, не винить. А только узнавать. Возможно даже совсем не давая обратную связь (по крайней мере в моменте). Также, вы можете рассказать сыну о своих переживаниях и прямо спросить, насколько это действительно так. Например: "Я нашла зайца и мне стало очень страшно. Мне очень важно сейчас понять, почему он со скотчем и что ты имел ввиду. Поделишься со мной?". Важно, что ребенок может вам отказать в близкой беседе. Имеет на это право. И тогда я повторю свою рекомендацию - обратиться за помощью к специалисту. 

Что касается раздражения. Это чувство возникает там, где есть нарушение личных границ (читают переписки, заходят в комнату без стука, рассказывают секреты ребёнка своим друзьям и так далее). Поэтому нельзя работать с темой ребёнка безотрывно от самой семьи. Учитесь слушать и слышать мальчика, задавать ему вопросы. Например: "Вижу, тебя это раздражает. Дело в том, что я неудачно пошутила? Или в чем? Помоги мне понять, пожалуйста".

Если реакция такая, будто обвиняют, обратите внимание на то, как вы спрашиваете и как часто вы верите своему ребёнку. Если ему часто приходится оправдываться, защищаться, то подобное поведение может быть следствием выученного урока о том, как с вами общаться. Про слезы. Слезы - это важный механизм. Он помогает снять напряжение, снизить уровень гормона стресса в крови, прожить разные чувства и так далее. Поэтому постарайтесь помочь ребёнку в момент, когда плачет. Например: "Мне очень жаль. Я тебе сочувствую. Вижу, что ты огорчился. Хочешь я тебя обниму?". Чем более безопасно ребёнок сможет проживать свои чувства, тем меньше тайн будет от вас, а со временем и сами реакции станут слабее, тише, короче.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»