Вопрос специалисту

Сына невозможно заставить что-то сделать

Сына невозможно заставить что-то сделать

Здравствуйте, последние несколько месяцев с сыном невозможно договориться или заставить что-то сделать. 


Банально с игрушками: он их достал из коробки, раскидал, начинает уже явно не играть (например, бить о стену или шкаф машинку, при этом катая ее - говорит авария), кидает куда-нибудь. Когда подходишь и говоришь ему, что машинку сейчас заберу, раз так с ней обращается, он замахивается и говорит, что сейчас выбросит её. 

Или пытаюсь заставить собрать игрушки всеми способами и давай я помогу, и пакет или коробку подержу, а ты складывай, и уже тон повышаешь и обещаешь собрать и выкинуть их или типа отдать бабайке - результат 0. Он идёт сам постоять в углу, а ты, мам, собирай игрушки.

Или бьётся в истерике, сразу ему надо на горшок и другие дела, лишь бы не собирать. Игрушек хватает ровно на минут 20, наверное, потом они летают везде. И ходит по ним и т.д. Раньше любили лепить из песка кинетического с формочкам и пластилина всякого. Теперь он просит его достает какой-нибудь трактор и возит в машину грузовик. Или начинает кидать, как надоест. Ругаешь, что все на полу - без толку. 

Может иногда помочь собрать с пола. Заставить послушать книжку невозможно, их у нас очень много (я люблю читать с детства), но сын даже не слушает, может картинку посмотреть или отнять полистать, кинуть или положить куда-нибудь и всё. Очень любил рисовать красками, сейчас балуется постоянно. Вместо бумаги надо раскрасить реальный трактор (я разрешала, почему нет? Помыть-то его можно). Проходит 6 минут, он моет руки в грязной воде от краски, рисует на столе, выливает эту же воду и т.д. 

Печатала раскраски для малышей - он не хочет из раскрашивать, прям по всей картинке малюет абы что. И часто темными цветами. У папы вообще терпения не хватает на него. Да, я сама срываюсь часто, т.к. устала морально. Дома сейчас котята и кошка, мне кажется это какая-то ревность, не разрешаем котят тискать, ругаем (он кидает, по полу катает и т.д.). 

Жили у свекрови раньше, сейчас неделю как переехали . Там много чего не разрешали ему, они помешаны на том, чтобы шторы красиво весели и не дай бог тронуть, не нравится им шумные игрушки, мячик и шарики воздушные. У других бабушек и дедушек такого не было ... В общем, как нам наладить отношения с ребенком?

Екатерина

Екатерина, здравствуйте! 


Разрешите ребенку быть таким, какой он есть. Разрешите ему его непосредственность, иметь свое мнение, играть так, как он хочет, а не так, как «положено» или вы хотите. Разрешите не соответствовать вашим ожиданиям, не любить то, что любите вы, не повторять вашу схему жить, а сформировать свою собственную. 

Ваш ребенок претерпевает кризис трех лет. Сейчас формируется сознание, происходит очень важный этап сепарации от родителей. Ребенок впервые осознает себя самого, понимает, что он и мама – разные люди (раньше воспринимались единым целым). Малыш учится осознавать свои потребности и учится их удовлетворять. При том, что для данного периода характерен негативизм, отрицание, вспыльчивость, раздражительность, агрессивность, также, у ребенка часто высокий уровень сепарационной тревоги. То есть тревога от того, что мама может уйти, отказаться, не дать и т.д. 

Ребенок всячески проверяет маму на безопасность: насколько она принимает своего ребенка, не бросит ли, не уйдет ли. Поэтому важно быть рядом с ребенком в любой его эмоции, поддерживать его и помогать переживать эти состояния, учить осознавать свои чувства и экологично проявлять эмоции. 

Постарайтесь реже заставлять, требовать, ограничивать в правах, угрожать и наказывать. Чаще мотивируйте, давайте выбирать (в том числе и выбор без выбора, вроде «ты какой ложкой будешь есть суп: желтой или зеленой?»), показывайте как надо, помогайте и направляйте. Кстати, чтобы иметь авторитет в глазах ребенка нужно быть последовательным. 

Правила должны быть четкими, понятными, однозначными и выполняемыми, а значит, контролируемыми. Нельзя требовать «не обижать кошку». Не понятно слово «обижать», приставка «не» говорит о том, что нельзя делать, а что делать можно не говорит. Нужно говорить примерно так: «кошку можно гладить по голове». 

Правила должны работать вне условностей. Например, если Новый год и все веселые, то кошку мучать все равно нельзя. Не угрожайте, иначе ваше слово обесценится, и ребенок перестанет вас слушать. Сказали, что выбросите грузовик, выбрасывайте. Вы предупредили. В следующий раз ребенок будет знать, что ваше слово – закон. 

Но учитывайте возраст, не требуйте того, что малыш не может выполнить в силу возраста. Например, 20 минут для него – много, поэтому дольше играть он не может. Навыков саморегуляции тоже еще нет, поэтому самому успокоиться вряд ли получится, ему нужна помощь. Не запугивайте. В этом возрасте страх и без того в очень активной фазе. Опасно для психики. 

И, конечно, займитесь своими ресурсами. Чтобы поддержать ребенка в такой непростой период, мама сама должна быть полна энергии. Отдыхайте, делегируйте, питайтесь разнообразно, занимайтесь спортом и тогда все проявления кризиса 3 лет будут восприниматься как этап развития, а не как личная обида.

Рекомендую вам также ознакомиться с материалами на нашем портале по данному вопросу - Кризис трех лет

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»