Вопрос специалисту

Почему мой ребёнок не слушается только меня?

Почему мой ребёнок не слушается только меня?

Почему мой ребёнок не слушается только меня? Здравствуйте. Никак не могу повлиять на сына, что я только не пробовала делать. Слышит, только когда я кричу. Но мне такой метод не нравится. Если честно, я уже не знаю, что делать, очень сильно устала. Мой день похож на взрыв вулкана, начиная с самого утра и до вечера дом на ушах. 


Когда я пытаюсь с ним играть или хочу научить чему-то (держать ложку или карандаши), он начинает злиться, хотя я не сразу это делаю, а сначала наблюдаю за ним. Злиться, кричит, что у него аж голос садится. Только хочет все сам, без помощи мамы. 

Ну а если что не так, начинает пакостить или мстить. И внимание я должна уделять только ему, не дай бог что, сразу покажет, что он не доволен.

Здравствуйте!

То, что ребёнок в 1,5-2 года не слушается вас – совершенно нормально. Дети в этом возрасте ещё просто не умеют слушаться. Чтобы понимать, что вы говорите, что вы хотите, и регулировать своё поведение в соответствии с вашими словами, нужно, чтобы мозг был уже достаточно зрел. У детишек раннего возраста ещё нет на это никаких физиологических способностей.

Ими управляет программа развития: быть рядом с мамой, добиваться её внимания, исследовать мир, манипулировать предметами и выражать эмоции прямо.

Более того, часто дети хуже ведут себя именно с родителями, особенно с мамой, потому что рядом с ней ощущают себя в большей безопасности. Этим объясняется феномен, что ребёнок плохо слушается как будто только вас.

Дело не в том, что другие для него больший авторитет, а в том, что рядом с другими ему страшнее, чем рядом с вами.

Совершенно нормально и то, что ребёнок злится, когда у него отбирают какие-то предметы, когда помогают ими что-то делать. Он правда очень хочет всё делать сам, так заложено природой. И здесь можно очень деликатно помогать, но позволять ребёнку делать что-то самостоятельно, например, доносить ложку до рта. Это даже лучше для будущего умения владеть столовыми приборами и контролировать своё питание.

Вы удивитесь, но пакостить и мстить дети в этом возрасте тоже не способны. Хотя порой со стороны нам кажется, что они поступают именно так.

По факту, чтобы сделать что-то вам назло, нужно уметь понимать, что вы чувствуете, что вас расстроит. А у малыша ещё просто не сформировались нейронные связи, которые помогали бы ему считывать чувства другого человека. Он не знает, не понимает, как его поведение отражается на вас. Пройдёт время, пока он научится мстить в истинном понимании этого слова.

Что же тогда происходит? Что ребёнок делает?

Он просто злится. И показывается это вам, как умеет: бросает вещи, разбрасывает еду вокруг себя, кричит, может даже бить.

Он делает это, не чтобы вам насолить, а чтобы выразить злость. Он не задумывается. Он просто живёт из инстинктов и аффектов.

Это законы развития, которые нужно принимать во внимание сейчас.

Что с ними делать?

Всё это не значит, что ребёнок вообще не способен вас понять. Способен, но оттормозить себя - пока нет. И вы можете выполнять эту функцию за него.

Раз за разом методично объяснять: «Я вижу, ты злишься. Но меня бить нельзя», - и нежно останавливать ручку.

Или: «Я слышу, ты злишься, и поэтому кричишь. Давай попробуй сделать сам. Я здесь, я рядом».

Крик, действительно, не самый эффективный инструмент управления ребёнком. В идеале, он должен использоваться только в критических ситуациях: например, когда ребёнок далеко от вас и бежит к дороге, а вы не успеете его остановить, или когда он тянет руку к огню.

Крик для ребёнка – сигнал, что нужно остановиться, что его связи с вами что-то угрожает. Если использовать его максимально редко и только при угрозе жизни, он сработает.

Но когда мы кричим часто и не в опасных ситуациях, мы приучаем ребёнка к крику. И постепенно он перестаёт реагировать в том числе на него. А значит, есть риск, что в нужный момент, в момент опасности, ваш крик уже не сможет малыша остановить.

Это самый простой пример, почему от стратегии крика лучше постепенно отказываться, заменяя её на новые формы управления. Есть множество исследований, как крик влияет на психику ребёнка, что он приводит к развитию тревожности, агрессивности и позиции жертвы. Вы можете легко найти эту информацию в сети.

При этом крик – это просто. Это вредно, но гораздо проще, чем другие формы отношений: уговоры, объяснения и выдерживания чувств. Чтобы научиться им, нужны силы.

Чтобы выдержать детский крик и продолжать спокойной говорить, как это рекомендуется, нужны силы.

Чтобы в сотый раз объяснять, почему нельзя кого-то бить или что-то бросать, останавливать эти действия и не срываться, нужны силы.

Чтобы сохранять осознанность и понимать, что перед вами ещё очень маленький, почти несмышлённый ребёнок, который прямо сейчас развивается и формируется благодаря вам, нужны силы. Иначе нас самих уносит в детскую позицию, и хочется обижаться, мстить собственному ребёнку.

И вот здесь очень важно позаботиться о себе. Учитывая, что активное и импульсивное поведение ребёнка в этом возрасте норма, что есть детки более бойкие, и это просто свойство их темперамента, их нервной системы, как вы можете помочь сама себе это выдерживать?

Что вы можете сделать для себя, чтобы вам стало легче?

Вы пишите об усталости, и это то, на что сейчас очень нужно делать акцент.

Найдите любые возможности, чтобы чаще находиться в состоянии уравновешенном, стабильном. Что помогает вам в нём быть?

Если получится позаботиться о своём самочувствии, о своих ресурсах, находить время на себя и на то, что нравится, без ребёнка, это будет огромным вкладом в развитие вашего малыша.

Желаю вам удачи.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»