Вопрос специалисту

Не могу приучить ребенка к горшку

Не могу приучить ребенка к горшку

Здравствуйте! У моего ребенка проблема с горшком! Девочка. С 6 месяцев начала с ним знакомить, первый раз оказался неудачным, плакала, когда присадила на него, решила повременить, дождаться примерно года. Ни в год, ни в 1,5,ни сейчас ничего не выходило и не выходит - орет! Если и сядет, то тут же соскакивает с него и убегает. И ляль сажали, и с младшей сестренкой двоюродной вместе на унитаз ходили, показывали (та давно с унитазом дружит), и я с собой беру, показываю объясняю-бесполезно, нет и все! Прячется в другой комнате, либо за шторой, делает свои "мокрые" дела в штаны и довольная ходит дальше. Что делать я не знаю. Переживаю жутко, т.к. скоро в сад, там все детки давно знают, что надо проситься и делать свои дела в горшок. А мне придется чемодан штанов нести и выслушивать от воспитателей! Тем более одна из них пожилая и не особо приветливая дама. Помогите советом, пожалуйста! Может что-то с психикой?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина!

Судя по вашему описанию, проблема на самом деле не у ребенка, а у Вас. Дело в том, что именно Вы испытываете стресс по поводу будущих взаимоотношений с воспитателем, именно Вам стыдно за поведение ребенка, в то время как Ваша дочь не испытывает в данной ситуации никакого дискомфорта.

Поведение ребенка определяет зачастую самый первый опыт пользования горшком. Вы пишете о том, что «первый раз был неудачным», действительно, в 6 месяцев ребенок вполне мог испугаться, поскольку не обладал должным уровнем сознательности. Теперь существует некое психоэмоциональное напряжение, связанное с горшком, соответственно, ребенок сопротивляется.

Для начала необходимо снизить значимость этого навыка. Да, ребенок уже в том возрасте, когда садиться на горшок нужно, но для того, чтобы выйти из замкнутого круга, нужно начать путь в некотором роде заново. В первую очередь Вам необходимо расслабиться, перестать нервничать, перестать ругать ребенка, эмоционально реагировать, стыдить и т.д.

Обязательно соблюдайте правило последовательности: регулярно присаживайте ребенка на горшок в одно и то же время. Помните, что к этим действиям имеет смысл переходить только тогда, когда тема горшка уже будет несколько забыта. Когда начнете присаживать, не удерживайте ребенка на горшке насильно, не заставляйте сидеть, если он этого не хочет. В этом возрасте можно подкреплять положительное поведение приятными эмоциями: хвалить, выбрать вместе с дочерью именно тот горшок, который будет вызывать у нее только положительную реакцию. Однако в этом вопросе нужно знать меру: не стоит активно хвалить ребенка за то, что он сходил в туалет, акцентируйте внимание на том, что девочка осталась чистой и никакие микробы ей теперь не угрожают.

Горшок обязательно должен стоять на видном месте, процесс раздевания не должен вызывать сложностей (одевайте дочь так, чтобы можно было легко и быстро освободить ее от одежды). Понаблюдайте за ребенком, если Вы видите, что она хочет в туалет, посадите ее на горшок, и обязательно делайте это после сна и перед прогулкой. Старайтесь не пробуждать в ребенке чувство вины и стыда, процесс приучения к горшку должен быть максимально комфортным в эмоциональном плане.

Определенные трудности могут быть связаны с тем, что ребенок вступает в кризисный период, который характеризуется отделением личности ребенка от жизни мамы, вследствие чего ребенок может проявлять агрессию и негативизм. Но ждать окончания кризисного периода и приучать к горшку после него нельзя.

Обратите внимание на физиологическое состояние дочери: не испытывает ли она болей при мочеиспускании или акте дефекации, нет ли недержания мочи и т.д. Дело в том, что за проблемами с приучением к горшку часто могут скрываться такие заболевания, как пиелонефрит, энурез и т.д. Помните, что начать работу нужно с Вас, поскольку именно Ваше поведение отражает ребенок.

Всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»