Вопрос специалисту

Не могу справиться со своей ученицей

Не могу справиться со своей ученицей

Добрый день, работаю учителем физической культуры, являюсь классным руководителем, есть проблемы с ученицей. У нас никогда не было хороших отношений, она закрытая, прогуливает уроки и школу, ругается со всеми преподавателями. Меня избегает, игнорирует, при разговоре не смотрит в глаза, очень много ругаемся на уроках. Семья благополучная, родители работают, не пьют, у них тоже есть проблемы общения с ней, в общем очень трудный ребенок. Занимается спортом, но на соревнования отказывается ездить. Как можно найти к ней подход и разрешить наши конфликтные ситуации?

Дарина

Дарина, здравствуйте.

Вы довольно много характеристик написали о ребенке, но из них ни одной положительной. А в любом человеке есть и добро тоже. Постарайтесь посмотреть на девочку новыми глазами. Отчего ей приходится защищаться? Что ее побуждает к активной агрессивной позиции? Тут, очевидно, работать нужно семье девочки. Но для того, чтобы вам наладить взаимоотношения, будет достаточно того, что вы не будете себя ей противопоставлять.

Суть подросткового периода в том, чтобы исследовать мир, изучать его и экспериментировать, отвергать прежние авторитеты и догмы и делать свои выводы, формироваться свое собственное мнение. Ребенком руководит кризис, гормональные изменения и то, какую позицию заняло его общество. Ваша ученица противопоставила себя целому миру. Но это не характеризует ее, как плохого человека, это говорит о том, что у нее внутри что-то так болит, что проще избегать всяческих контактов.

Постарайтесь больше не вступать с ней в конфликты и споры. Какое-то время она будет проверять вас на «прочность», но потом примет ваше новое поведение и перестроит свое. Держите границы, обозначайте правила и санкции, которые ждут ребенка в случае несоблюдения этих правил. Всегда притворяйте их в жизнь, не угрожайте. Важно, чтобы они (правила и санкции) были предельно простыми, понятными, применимы ко всем и всегда. Например, нельзя вставать ногами на стол. Никому и никогда. А если есть какие-то «но», то это уже предмет договоренностей. Если договоренностей нет, то тут вопрос ожиданий. А именно из них рождаются обиды, конфликты и ссоры. Например, ребенок должен поливать цветы в классе. Все понятно, но нет договоренностей о том, кто это делает на каникулах. Если будете молчать, то будете злиться и обижаться. А если обсудите, то будет шанс внести ясность и решить, как поступить с цветами летом.

Привлекайте ребенка там, где она проявляет интерес, хвалите, просите помощи. Дайте понять, что вы безопасный взрослый. Речь не только и не столько о физической безопасности, сколько о моральной. Уважайте чувства ребенка. Не стыдите, не обвиняйте, не высмеивайте и не обесценивайте. Уважайте выбор ребенка. Не хочет ездить соревнования? Скажите, что вам жаль, что вы верите в успех девочки, что если она передумает, вы будете готовы обсудить поездку.

И да, будет эффективнее, если весь коллектив поможет ребенку почувствовать себя в безопасности. Только так ребенок сможет позволить себе расслабиться.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»