Здравствуйте, Татьяна.
К сожалению, в вашем письме нет информации о том, как вы пытаетесь найти общий язык, и о том, когда проблема началась. Дело в том, что ребенок нуждается в поддержке и любви больше тогда, когда меньше всего этого заслуживает. Соответственно если поведение ребенка страдает, это значит, что ему либо не хватает внимания, либо он испытывает некий стресс. Просто в этом возрасте ребенок еще испытывает некоторые сложности в понимании того, что происходит, и не всегда научен корректно проявлять свои эмоции. Поэтому часто дети выходят из-под контроля, тем самым привлекая внимание родителей.
Причины обычно кроются в семье, во взаимоотношениях между родителями, в организации режима ребенка. Вы пишите о том, что вы часто находитесь на работе. Скорее всего, это и есть причина того, что ребенок так себя ведет. Он в вас нуждается, ему нужно ваше внимание. Часто дети привлекают внимание родителей таким образом, когда не получается по-другому. Объясню. Много работающие родители часто не обращают внимание на детей, если они ведут себя нормально: родители занимаются своими делами или отдыхают, но ни в коем случае не занимаются своим ребенком. И вот стоит ребенку только нарушить правило, упасть или с кем-то поссориться на детской площадке, как родитель оказывается рядом. Таким образом родители закрепляют поведение, и дети вынуждены таким образом привлекать внимание родителей.
Если ребенок выключается из реальности, это не говорит о том, что он делает вид, что вас не слышит. Вполне возможно, что таким образом включается защитные механизмы, психика выводит сознание ребенка из реальности для того, чтобы не испытывать очередной стресс.
Вы пишите, что часто ругаете ребенка и заставляете его. Попробуйте проявить больше внимания и заботы к мальчику. Уверена, что потребность в нарушении поведения уйдет.
Вы пишите, что уроки делаете с трудом. Постарайтесь расставить приоритеты, и поставить самочувствие и психическое здоровье вашего ребенка выше высоких оценок в школе. Уверена, ваш ребенок это оценит. Создайте правило в общении. Например, тридцать минут после того, как вы приходите с работы, вы занимаетесь своими делами, а потом уделяете тридцать минут ребенку. Но обращайте внимание, что время с ребенком должно проводиться абсолютно наедине. Не должно быть ни телефонов, ни телевизоров, которые вас будут отвлекать от ребенка. Это не должны быть уроки, это не должно быть выполнение домашних обязанностей. Это тридцать минут, уделенные личности вашего сына.
адайтесь вопросом, чем увлекается ваш ребенок? С кем он дружит? О чем мечтает? Станьте другом вашему сыну и эффект обязательно наступит. Тридцать минут ежедневного качественного общения с ребенком восполняет потребность в родителе, если четко установлены правила и родители действительно уделяют внимание своему ребенку, а не просто физически находятся рядом.
Научитесь говорить о своих чувствах и слышать вашего ребенка. Используйте технику контейнирования эмоций, а также старайтесь прибегать к принципу маятника в воспитании вашего сына. За провинность должно следовать меньшее по силе наказание, а вот если ребенок поступил правильно или сделал хороший поступок, вознаграждение должно быть гораздо больше. Как только найдете общий язык с вашим сыном, отношения обязательно выровняются и поведение тоже перестанет быть таким, какое оно есть.
Постарайтесь не воспринимать поведение ребенка, как нарушения ваших границ, как нападение. Поймите, что он нуждается в помощи и таким образом просит вас о ней. Если чувствуете свою беспомощность в данной ситуации, обратитесь за консультацией к психологу, на базе школы должна быть штатная единица.
Проработайте ситуацию вашего детства с психологом. Почему возникла проблема с ребенком? Вполне возможно, что есть какая-то детская нерешенная проблема или непережитая травма. Все это влияет на реализацию материнства и на то, как будут выстраиваться отношения с ребенком.
Уверена, что у вас все получится. Всего доброго.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»