Вопрос специалисту

Нет сил быть мамой

Нет сил быть мамой

У меня ребёнок-инвалид по слуху, операции сделали, теперь он слышит, но разговорить его я не смогла, хотя все говорили, что данные есть. Речь есть, типа: «налей воду», «пошли гулять», но много ещё не понимает. Я не могу больше с ним заниматься, я - плохая мать, хочу к себе в деревню, где хоть работать буду, а сын в интернат? Вот не знаю, жить в городе не хочу, откуда деньги брать, всего боюсь, ответственность давит, я не смогу ему ничего хорошего дать, не хочу быть матерью.

Здравствуйте. 
Слышу, что вам непросто. Кажется, вы очень устали и готовы сдаться. Понимаю вас. Пожалуй, у каждого человека бывают ситуации, когда нет сил ни на что. При этом я заметила несколько моментов, которые хочу отразить в своём ответе.

Во-первых, вы пишите, что вы не смогли разговорить ребёнка, хотя показываете невероятные результаты! Ваш ребёнок слышит! Вы смогли организовать ему операцию, были с ним тогда и вот теперь он слышит и даже говорит! Невероятно и восхитительно. Это уже много, но это ещё не все.

При условии, что вам сейчас так тяжело, вы продолжаете искать варианты и пути решения задачи. Ведь вы пишите мне, а не молча уезжаете в деревню. И это тоже достойно уважения. 

Ещё, я обратила внимание, что вы как будто приравниваете усталость и "плохую мать". Это совсем не так. Можно любить своего ребёнка и не иметь сил идти дальше, можно злиться на него и не хотеть. Это нормально. Это делает вас просто человеком, а не богом. И да, придётся смириться с тем, что мы имеет некоторые ограничения. В том числе в контексте материнства. Другой вопрос: это ограничения ситуационные (временные) или навсегда. Например, нежелание заниматься с ребёнком может быть "побочным эффектом" эмоционального выгорания или даже депрессии. А невозможность обеспечить ребёнку только счастье - это будет всегда. Жизнь любого человека наполнена радостью и грустью, победами и неудачами. И у мамы нет задачи ребёнка оградить от всех бед. Это невозможно. Такая задача заведомо обречена на провал, что приведёт к разочарованию, как минимум. Задача родителя - научить с этим справляться. Уверена, ваш ребёнок уже показывает чудеса адаптации. Например, там, где он не слышит, смотрит или если не может сказать, показывает. Так устроена наша психика.

Поэтому предлагаю вам снизить планку ожиданий к себе и перепроверить уровень своего контроля. Для этого прошу написать все то, чем пытаетесь управлять. А потом каждый из этих пунктов раскрыть до составных: того, чем вы управлять можете и чем не можете. Например, вы стараетесь восстановить слух ребенку. Количество, качество занятий и их наполненность - это ваша зона ответственности. А то, как они будут усваиваться, какая мотивация у ребёнка, как будут строиться новые нейронные связи - вне зоны вашей ответственности. 

И ещё одна просьба. Напишите все то, чего у вас нет. Например, сил, воодушевления, энергии и т.д. А потом напишите все то, что у вас есть. Например, надежда, совесть, навык. Это даст опоры и понимание того, откуда брать силы на движение дальше.
А поможет вам в этом специалист. Список учреждений бесплатного социального обслуживания семей и детей вы можете найти на нашем Портале - Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»