Возраст ребёнка: 14
Нет взаимопонимания с дочерью-подростком
Здравствуйте! Возникла проблема во взаимоотношениях с дочерью. Она целыми днями сидит в комнате за закрытой дверью, в компьютере. На любой разговор или молчит или очень грубо отвечает. Перестала следить за собой: умываться, переодеваться, в комнате бардак. Если что, то сразу ответ один: "Я могу уйти из дома. Я не хочу с вами разговаривать. У нас нет общих тем".. Понимаю, что надо мне себя перестраивать, но не могу. Может, сможете дать совет? Никак не могу остановить этот замкнутый круг.
наталья
Здравствуйте, Наталья.
Ваша дочь - подросток, полагаю, вы это уже поняли. У нее свой круг интересов, все задачи развития сосредоточены на сверстниках - таковы особенности возраста, и это - нормально. Что, конечно, не дает права ребенку грубить и угрожать вам. Можно сообщить дочери, что вам неприятны ее слова и вы бы не хотели впредь такое слышать, поскольку подростки - народ очень не защищенный, а вы как мать беспокоитесь о ее благополучии, так что манипулировать этим как минимум несправедливо и недостойно. Ведь случись что с ней - отвечать вам, ад и беспокоитесь за нее, потому что любите и дорожите несмотря на огрехи в поведении. Дети в этом возрасте очень чувствительны к справедливости, и в беседе с дочкой важно обосновывать свои идеи вопросами справедливости и порядочности.
Что касается общих тем: дочь - выросла, и теперь уже не вы подтягиваете ребенка к тому, что интересно вам, а вам придется смотреть в ту же сторону, что смотрит ваша дочь, и выискивать то, что может вызвать в вас искренний интерес. Проявляйте живое любопытство, не стремитесь и не спешите критиковать кумиров вашей дочери. Расспрашивайте (не осуждая), почему эти люди ей интересны, что в их поступках и мыслях кажется для нее важным, почему они для нее являются ориентирами. Дети в этом возрасте прокладывают свою траекторию движения во внешнем мире, поэтому нам так важно понимать то, на что они опираются в своих мыслях и чаяньях, о чем говорят и спорят с друзьями - ведь это их ценности, их смыслы, которые они сейчас порой мучительно для себя постигают. Стать партнером для ребенка в этих вопросах (не основным, как друзья - тут мы им не конкуренты, да и не надо), но быть в теме, всегда уметь ответить на важный для ребенка вопрос - это важно для них, на самом деле. Дети часто обижаются, когда мы не проявляем интерес к их миру (хоть и ограждают его от нас), и когда мы ищем точки соприкосновения с тем, что их занимает, открытость растет, контакт восстанавливается - на новом, уже более взрослом уровне. Когда есть доверие, когда ребенок понимает, что мы - не судьи, а партнеры, что мы скорее спешим понять, чем обвинить, то общение становится возможным. А самое главное, это очень развивает и обогащает нас самих. Ведь меняя взгляд на мир с критическо-оценивающего на любопытствующий и понимающий, мы расширяем свои горизонты познания, узнаем для себя много нового об окружающем мире. Уверена, погрузившись в тот мир, который захватывает вашу дочь, вы узнаете много нового и интересного. Главное - быть открытыми и принимающими. Не сразу, а постепенно вполне можно научиться этому.
Психолог портала "Я - родитель" Маргарита Лопухина
Маргарита Лопухина,
Психолог Портала «Я – родитель»