Вопрос специалисту

Одноклассница обвиняет моего сына

Одноклассница обвиняет моего сына

Здравствуйте! Мой сын ходит в школу, 1 класс. Мы живём в деревне, здесь и детей почти нет. В классе 2 ребёнка: мой сын и ещё девочка.


У меня спокойный и послушный ребёнок, были в двух садиках, его всегда хвалили, жалоб не было. А сегодня мама этой девочки говорит, что мой сын девочку пнул. И на юбке остался след от протектора. Но это было не сегодня, а вчера или позавчера. 

Я верю, что мой ребёнок на такое не способен, но все равно обещала поговорить с ним и узнать, что случилось. Сын сказал, что не делал этого. В общем с той женщиной мы поскандалили, я верю своему ребёнку, но допускаю, что он просто случайно мог на юбку наступить (он не очень внимательный). 

Что делать? Замять эту ситуацию или выводить девочку на "чистую воду"? Поговорить с класс. рук., чтобы выяснить где, когда и почему мой сын её "пнул"? 

Мой сын очень расстроенный, боится, что эта ситуация повторится, и девочка опять на него наговорит что-нибудь. Ещё девочка сегодня учителю сказала, что он её якобы пнул, теперь сын переживает и обижается, что учитель ему не поверила. Она не ругала, просто сказала, чтобы больше так не делал.

Здравствуйте. Прежде всего я бы хотела выйти из заданной системы координат "кто прав, кто виноват". Читая вас, сложилось ощущение, что разобраться нужно именно за тем, чтобы найти виновного и наказать. Я рекомендую найти то, что беспокоит и договориться. 


У каждого участника процесса (детей, родителей, учителя) есть свои чувства и переживания. И каждый несёт ответственность за то, как с этим обойтись. Можно нападать на другого, требовать, просить или ещё как-то стараться себе помочь. А можно найти свои чувства, назвать их, дать им возможность с вами случиться и уже из этого состояния строить личные границы.

Например: я очень злюсь на маму той девочки за...., на девочку, потому что..., на учителя и так далее. Я боюсь, что.... Какие чувства вы испытываете? Запишите себе каждое. Далее почувствуйте то, что хочется сделать (какое действие рождает это чувство). Например, злость такая, что хочется голову открутить. Вы берете полотенце, например, крутите его и представляете, что совершаете действие по адресу. И так с каждый чувством и движением по очереди. Если сложно определиться, возьмите очень толстый журнал или книгу (чтобы нельзя было порвать одним движением) и начинайте рвать, думая об этой ситуации. Накал напряжения спадёт и дальше будет проще строить диалог. 

Далее, когда появится возможность мыслить холодной головой, подумайте и запишите то, что вам хотелось бы достичь. Перечитайте спустя 3 дня. Исправьте, если цель поменялась. Потом ещё через 3 дня перечитайте. И так, пока не появится ощущение, что это "оно". И потом составьте план действий, который поможет достичь цели. Было бы прекрасно, если бы вы могли выйти на взрослый диалог с мамой девочки. Но, к сожалению, не все способны разговаривать. Поэтому далее нужно решать по ситуации.

И обязательно поддержите сына. Скажите, что вы ему верите. Помогите назвать его чувства. Помогите и ему справиться со своим состоянием. Похоже, что это страх. И тогда я бы просила вас чаще его обнимать, прикасаться и целовать. Это помогает снижать уровень тревоги. 

Про обиду на учителя: старайтесь на занимать чью-то позицию и не выбирать виновных. Скажите, что так бывает, что вы понимаете, как ему сейчас непросто и сочувствуете ему. Этого часто бывает достаточно, чтобы справиться со стрессом. А уж если ситуация пойдёт дальше, то всегда есть руководство и более радикальные меры. Главное - стараться оставаться на внимании к себе (как я себя чувствую, чего мне хочется, как я могу себе помочь и т.д.), а не на другом (почему она так сделала, как её наказать, как доказать, что это сделала она и т.д.).

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»