Возраст ребёнка: 2г9м
Ору на ребенка
Я ору на своего ребенка. И это считаю своей основной проблемой в воспитании. У меня очень активный ребенок. Он всегда везде лезет. Когда я его прошу что-то не делать, то он как будто меня не слышит. После нескольких повторов просьбы и игнорирования со стороны ребенка я начинаю на него орать. И только это немного встряхивает ребенка. Дело в том, что сын уже несколько раз падал так, что нам приходилось обращаться за помощью к хирургам. Каждый эпизод его непослушания, когда он снова начинает бегать, беситься, лезть куда не надо, вызывает у меня панический страх, что он снова упадет, я стараюсь ему запретить эти действия, он не слушается - я ору - и так замкнутый круг. Я пыталась его отвлечь чем-то, но это не всегда срабатывает. Но я же не могу весь день сидеть привязанной к нему - мне надо делать домашние дела тоже. А так получается сам он поиграться не может, т.к. может попасть в опасную ситуацию, мои окрики не помогают...Иногда он до того делает мне наперекор, что я начинаю орать как бешеная. И это повторяется изо дня в день. Я после таких моментов прекрасно осознаю, что неправа. Прошу у него прощения, стараюсь с ним еше раз обговорить произошедшую ситуацию. Но толку мало. Злюсь на себя, что такая несдержанная. Но его непослушание+тревога за жизнь меня просто вводят в аффект и я ору. Еще меня бесит, что вот он прошел уже 2 процедуры накладывания швов, несколько рентгенов и осмотров травматологов, столько слез и боли, и это его ничему не научило - все время на одни и те же грабли... Елена
Елена
Елена, нас очень сильно выводит из себя ситуация, когда кто-то не оправдывает наши ожидания. Мне кажется, сейчас очень важно, чтобы вы поняли, что бесполезно требовать и ждать от трехлетнего мальчика того, чтобы он никуда не лез, не бегал, не был активным. Если ребенок в этом возрасте не такой, это как раз говорит о каких-то проблемах в его развитии. Бесполезно ожидать от ребенка и того, что травмы научат его быть более пассивным, дети в этом возрасте действуют непосредственно, у них еще не развиты те механизмы психики, которые отвечают за саморегуляцию. Поймите - это в нашей мыслительной цепочке пристуствует травма, в мыслительной цепочке ребенка есть только интересный стимул и реакция на него. Безусловно, если ребенок много раз сильно пострадает от одного и того же предмета, он научит его бояться (например, если ребенка укусит собака несколько раз подряд, он начнет бояться собак). Но это страх, с которым потом придется справляться годами - разве вам это нужно? Перечитайте еще раз этот абзац, почитайте еще литературы о возрастной психологии и попробуйте пересмотреть свои ожидания. Ожидайте, что он будет бегать, беситься, лезть везде - так вам будет проще переносить его поведение.
Далее. Дом обычно можно достаточно сильно обезопасить для ребенка, если вы зададитесь такой целью. Шкафы можно закрепить, окна надежно закрыть, все острые предметы убрать из зоны видимости, углы заклеить и так далее. А в остальном пусть ребенок нарабатывает собственный опыт взаимодействия со средой, играет, в том числе, самостоятельно. Не ожидайте, что после этих игр в вашем доме будет порядок - с активным трехлеткой порядок невозможен. Пробуйте перестраивать себя и относиться к этому проще. Когда вы идете на улицу, выбирайте площадки с безопасными конструкциями, они сейчас есть во многих местах. Оговорите с ребенком четкие требования к прогулке, что ему делать нельзя (например, выходить за пределы площадки) и четкие санкции за их нарушения ("как только ты делаешь это - мы уходим с прогулки и больше не гуляем в этот день"). Таких правил не должно быть много, они должны понятны ребенку, а санкции с вашей стороын строго соблюдаться. несмотря на реакции ребенка. Абсолютно нормально в этом возрасте, если вам придется несколько раз напомнить ребенку о правиле, без ваших словесных, а иногда и действенных, указаний он пока далеко не всегда способен управлять своим поведением.
Евгения Лепешова, психолог
Анна Зубкова, специалист