Вопрос специалисту

Отношения двойняшек

Отношения двойняшек

В нашей семье двое детей - двойняшки Дима и Лёша, им по 2,3 года. Дима достаточно спокойный, иногда вялый, иногда очень активный, склонен к спокойным играм. Алексей возбудимый, энергичный, почти всегда находится в хорошем настроении, склонен к подвижным играм. Как мне кажется, у них появилась проблема в отношениях, поскольку Дима реагирует на действия Лёши, которые ему не нравятся, очень просто, он бьёт Лёшу. При этом, когда начинаешь Диме объяснять или ругать или наказывать за это, он закрывается и не хочет отвечать, просто стоит и смотрит в пол. Вывести его на диалог очень сложно. И создается впечатление, что он не слышит слов родителей. При этом Алексей, как специально отбирает у Димы игрушки и провоцирует на конфликт, но никогда не дает сдачи. Лёша более активен, лучше развит физически и просто быстрее Димы. Нельзя сказать, что кто-то из них абсолютный лидер. У каждого свои интересы, хотя конечно много общих. Но возникшая проблема мне не дает покоя. Поскольку иногда не знаешь, как поступать. Видишь, что Лёша провоцирует Диму, и в тоже время бить брата нельзя. Спасибо. Виталий.

Виталий

Здравствуйте, Виталий! Спасибо за вопрос, всегда приятно читать письма отцов, беспокоящихся о взаимоотношениях детей.
Ваши мальчики еще достаточно малы, для того чтобы адекватно реагировать на ваши слова. То есть мы научаемся "виниться" - публично признавать вину - намного позже. Однако это не означает, что мы не чувствуем вину там, где нас обвиняют. И бывает так, что внутри много вины, за события, которые никому не повредили. Поэтому ваш сын еще не может ничего вам ответить, а только смотрит в пол.
Сейчас ваши мальчишки только налаживают взаимодействие. Они только начинают осознавать наличие друг друга. То есть они конечно и раньше знали об этом, но сейчас они вступают на новый уровень отношений. Сейчас они начинают замечать, что у одного есть, а у другого нет, что одного ругают, а другого нет. Внутри каждого из них много чувств и переживаний, с которыми они еще не умеют обращаться. То есть большинство действий детей в этом возрасте плохо осознаются. Такие малыши не понимают, почему захотелось ударить, и как по-другому добиться того, чего хочешь.
Именно поэтому на вас, как на родителях, сейчас лежит особая задача научить детей общаться. Для этого надо предлагать детям варианты поведения, для достижения того, чего хочется. Например, важно рассказать, как остановить брата, и на практике помочь остановить таким образом. Иногда можно понаблюдать, как мальчики сами решают свои конфликты. Потому что если Леша провоцирует Диму, для того, чтобы вы поругали Диму, то, возможно, надо дать Леше встретиться с реакцией на провокацию брата. Небольших драк и потасовок избежать в воспитании детей практически невозможно, да и не нужно. Если это не грозит здоровью одного из них, то в таком взаимодействии каждый получит опыт борьбы, что в принципе полезно.

 Смирнова Анна, психолог

Анна Зубкова, специалист