Вопрос специалисту

Плохое поведение и постоянные конфликты

Плохое поведение и постоянные конфликты

Ребенок конфликтует каждый день со сверстниками, все учителя жалуются на его плохое поведение. И в детском саду было то же самое.

Оксана

Здравствуйте, Оксана!

У плохого поведения и конфликтности ребёнка может быть множество причин. Давайте разберёмся с ними:

1. Часто плохое поведение является результатом негативных эмоций ребёнка.

Проблемы во взаимоотношении в семье приводят к конфликтам со сверстниками. В такой ситуации ребёнок чувствует постоянное напряжение, недовольство, тревогу. Всё это выливается в повышенную двигательную активность, отвлекаемость, угрюмое настроение, агрессивность.

В любом случае, крайне важно наладить взаимоотношения внутри семьи, между Вами и Вашим ребёнком. Несмотря на то, что сейчас уже написано огромное количество книг и статей по поводу важности принятия и безусловного отношения к ребёнку, я могу представить, как сложно принять и спокойно относиться, когда раз за разом у ребёнка случаются конфликты, когда все вокруг жалуются на его плохое поведение.

Нужно помнить, что ребёнок пришёл в этот мир, грубо говоря, не чтобы хорошо себя вести. Любить его просто так, за сам факт его жизни рядом с Вами. Ценить его личностные качества, уважать потребности.

Дом для ребёнка должен быть не местом, где его постоянно ругают, где им недовольны и изо всех сил стараются переделать. Ребёнок должен быть уверен, что дом – это остров безопасности в этой сложной жизни, где его точно любят и примут.

Важно проводить время совместно с ребёнком, без ссор и скандалов. Устанавливать правила в спокойном ключе и быть последовательным в их выполнении. И при необходимости разбираться со своими переживаниями. Детская психика очень тонкая и чувствительная. Иногда так бывает, что эмоции, которые родитель копит в себе и не может показать другим, неосознанно впитываются ребёнком, а уже через него реализуются в мире.

Поэтому, исходя из первой причины, необходимо:

  • Создать дома атмосферу безусловной любви, уважения и принятия;
  • Проводить время вместе и интересоваться ребёнком;
  • В доброжелательном тоне устанавливать правила и быть последовательным в их исполнении;
  • Позаботиться о своём собственном эмоциональном состоянии.

2. Плохое поведение и конфликты как способ привлечь Ваше внимание.

Ребёнку ценно и нужно Ваше внимание, Ваш взгляд в его сторону, Ваше время, потраченное на него. И иногда становится уже не столь важно, каким способом это можно получить.

Если хорошее поведение и послушность воспринимаются как само собой разумеющееся и не заслуживают Вашего участия, если соблюдение правил и доброжелательное отношение ко всем вокруг не приводит к получению внимания от Вас, ребёнок начинает использовать другие средства.

Такое поведение можно сравнить с чёрным пиаром – любая новость, даже самая плохая, способствует раскрутке и популярности персонажа. Грубо говоря, с детьми так же – любое поведение будет желанным и реализованным, если оно способствует тому, чтобы Вы, наконец, обратили на ребёнка своё внимание. Пусть с руганью, криками и осуждением, но хоть на какой-то промежуток времени всё Ваше внимание – во власти ребёнка. А внимание – это любовь, это безмолвный посыл «Я тебя вижу, ты мне важен, я слежу за твоими шагами».

Попробуйте акцентировать своё внимание не только на плохом, но и на хорошем поведении. Замечайте мелкие «победы» Вашего ребёнка – когда он Вам помог, не влез в драку, послушался Вас или воспитателя, не отнял чужую игрушку, не встрял или не начал спор, не отвлёкся и т.д.

Покажите ребёнку, что «вы видите его», даже когда он ведёт себя хорошо.

Человек так устроен, что мы привыкли замечать то, что нам не нравится. А хорошие вещи воспринимаем как должное и обделяем своим вниманием. Сместите фокус восприятия на плюсы в поведении. Это позволит Вашему ребёнку почувствовать, что он занимает место в Вашей жизни, как бы он себя ни вёл.

3. Несформированность мозговых структур

Ребёнок научается хоть как-то владеть собой только к началу школьного возраста – 6-8 годам. Это связано с началом созревания мозговых структур, отвечающих за это.

Иногда мозг ребёнка развивается не так, как написано в учебниках. Тогда мы видим симптомы гиперактивности, расторможенности, неспособность сосредоточить надолго своё внимание, следовать инструкциям и правилам игры, поставить себя на место другого и понять его чувства, желание постоянно двигаться и говорить, вступать в споры и не слушать собеседника.

Если Вы замечали в поведении своего ребёнка перечисленные выше характеристики, следует обратиться к нейропсихологу для диагностики работы мозговых механизмов. В настоящее время нейропсихологическая коррекция позволяет существенно улучшить самоконтроль ребёнка и повысить его успешность в школе.

На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных психологических служб в вашем городе. Также Вы можете позвонить по телефону доверия 8-800-2000-122. В интернете можно поискать платные центры, оказывающие нейропсихологические услуги (обязательно следите за отзывами), а также бесплатные, бюджетные организации, оказывающие нейропсихологические услуги детскому населению.

4. Особенности личности

Все мы разные. Кто-то более шустрый, кто-то замедленный. Кто-то чаще ходит в хорошем настроении, а кто-то подавлен большую часть времени. Не стоит игнорировать личностные особенности, вносящие вклад в поведение и взаимоотношения наших детей.

Конечно, часто темперамент и характер не являются основной причиной плохого поведения. Но существенно усугубляют его.

Если Вы хорошо знаете личность и особенности Вашего ребёнка – это уже огромный вклад в понимание его проблем.

Почему он нарывается на конфликты? Что движет им, когда он лезет спорить? Что он чувствует во время спора? Почему не слушается в школе? Что нужно, чтобы он слушался? Что его тревожит? Какой предмет захватывает, а на каком хочется спать или смотреть в окно?

Ответы на эти вопросы могут высветить характер ребёнка – от мягкого, справедливого и тяжело переносящего школьные нагрузки до властного, требовательного и внимательного к мелочам и ошибкам других.

Знание, какой Ваш ребёнок внутри и что его беспокоит – большая часть пути в понимании причин плохого поведения и конфликтов. Это позволит Вам взглянуть на ситуацию с другой стороны, понять свой возможный вклад и выстроить адекватную тактику взаимодействия, без угроз, физических наказаний и запугиваний.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»