Здравствуйте!
Дети не должны слушаться своих родителей, как бы странно это не звучало. Дело в том, что задача родителя – научить основным навыкам как в быту, так и во взаимодействии с другими людьми. Но слушаться ребенок не должен. Полное послушание предполагает отсутствие собственного мнения. Обычно это называется дрессировкой. То есть, послушный ребенок будет полностью подчиняться, и это довольно удобно родителю, но когда он вырастит, он не будет уметь принимать своих собственных решений. Это грозит тем, что со временем появится другой человек, который также будет указывать ему на то, что делать. А это чревато невозможностью, например, отказать в ответ на предложение попробовать наркотики или увеличится шанс впасть в патологические отношения, которые ребенок будет воспринимать за любовь. Именно сейчас важно обучить ребенка не только чувствовать свои потребности и желания, но и удовлетворять их, проживать различные эмоции, в том числе и фрустрацию, т.е. невозможность реализации.
Для формирования здоровой личности важно быть рядом, сочувствовать, сопереживать. Для этого рекомендую использовать технику контейнирования эмоции. Она поможет не только развивать эмоциональный интеллект ребенка, но и даст ощущение того, что вы его принимаете в любом его состоянии.
Вы пишите, что ребенок разговаривает с вами, как с другом. Это хорошо. Это говорит о том, что ребенок вам доверяет также, как своему другу. Он не боится вас, не старается быть лучше ради вашей любви, а очень естественно проживает свою жизнь рядом с вами. Полагаю, что вас беспокоит отсутствие власти над ребенком. Но ведь не обязательно довлеть и включать активный контроль для того, чтобы добиться от ребенка желаемого. Можно оставаться в позиции друга и мотивировать малыша, а не приказывать и наказывать.
Старайтесь меньше наказывать и запрещать, а все чаще рассказывать, как стоит поступить в данной ситуации. Отрабатывайте предложенные вами навыки внутри семьи. Мало рассказать, что нужно сделать, нужно еще этому научиться.
Вы наверняка знаете о законе физики – сила действия равна противодействию. В психологии воспитания этот закон тоже действует. Чем больше вы сопротивляетесь, кричите на ребенка, нервничаете, злитесь, тем больше вероятность подобного ответа от ребенка. Дело в том, что ребенок плохо усваивает слова, он копирует способ взаимодействия с миром. Он считывает ваше эмоциональное состояние и повторяет. Начните с себя.
Восполните собственные ресурсы, постарайтесь успокоиться и максимально долго удерживать это внутреннее состояние. Покажите ребенку на собственном примере то, чего вы от него ожидаете. Научитесь его принимать таким каков он есть, видеть его точку зрения. Научитесь выстраивать диалоги, убеждать, мотивировать. Только так ребенок научится этому у вас. Научите ребенка противостоять вам так, чтобы это никого не травмировало. Подумайте, как он может сказать «нет», чтобы быть услышанным. Научите мальчика по-разному проявлять свой гнев. Например, он может покричать, потопать ногами, поплакать или очень громко спеть какую-то песенку. Это поможет разрядиться.
Ни в коем случае не наказывайте за проявление эмоций, не запрещайте их чувствовать. Максимально присоединяйтесь, например, с помощью фразы «я тебя понимаю, я тоже злюсь сейчас». Рекомендую обратиться за очной консультацией к психологу. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»