Вопрос специалисту

Почему сын говорит, что он самый несчастный и что у него ничего не получится в жизни?

Почему сын говорит, что он самый несчастный и что у него ничего не получится в жизни?

Моему сыну 7 лет. Закончил первый класс. Мальчик очень добрый, веселый и общительный, но всё чаще и чаще у него стала проскакивать жалость к себе. Хотя у него по сравнению со сверстниками много что есть в плане игрушек и гаджетов. Но, не смотря на это, он постоянно прибедняется.

Тоже самое и касается учёбы, он часто говорит, что у него ничего не получится, и он будет двоечником. Я никогда не говорила ребенку, что он тупой и у него в жизни ничего не получится, откуда это всё взялось – я не могу понять.

Просто это стало появляться всё чаще и чаще и я не знаю, как на это реагировать?

Ребенок, окружен любовью мамы-папы-бабушки (думаю даже с излишком, практически не ругаем за провинности, а объясняем, в чем он был не прав и почему), ребенок хорошо одет, хорошо питается, много игрушек, гаджетов и т.п. Но он постоянно говорит, что он самый несчастный.

Помогите разобраться, в чем дело?

Дарья

Здравствуйте, Дарья!

Любое поведение имеет свою выгоду. Она не всегда «видна глазу», она не всегда понятна человеку со стороны, но она всегда есть. Помогите Вашему сыну осознать ее и найти другие способы получения всех этих дополнительных «бонусов».

Приведу пример. Позиция жертвы, а Ваш сын именно в ней, часто имеет такие «плюсы» как:
  • Дополнительное внимание. Я услышала Вас, что ребенку внимания много, но достаточно ли? На этот вопрос может ответить только Ваш сын.

  • Возможность получить еще больше. Рассказывая о «тяжелой судьбе» Ваш сын вполне возможно обогащается за счет своих слушателей. Кто-то делится своим, кто-то не посягает на «собственность» Вашего сына. Так он не только приобретает, но и сохраняет свое.

  • Возможно, это помогает ему почувствовать собственную значимость. Окружение его жалеет, делает поблажки, закрывает глаза на другие вещи.

Вариантов может быть великое множество. Нужно узнавать. Для этого нужно понаблюдать за механизмами. Когда ребенок прибедняется и что он получает. Затем, когда причина будет найдена, нужно сформировать новый стиль реагирования. Это касается Вас и Вашего сына. Нужно дать понять, что желаемого он больше не получит таким образом. А если у него есть в этом потребность, то нужно сделать «это» и «то».

Процесс смены привычных действий очень болезненный и тяжелый. Поэтому рекомендую обратиться за помощью к психологу. Но помните, что именно семья формирует личность ребенка, а значит и работать нужно над собой всем вместе.

Главное – не осуждайте мальчика за это. Лучше помогите осознать и предложите 2-3 альтернативных способа реагирования.

У Вас обязательно получится решить данный вопрос. Всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»