Почему моя дочь стесняется при мне выступать?

Почему моя дочь стесняется при мне выступать?

Почему моя дочь стесняется при мне танцевать/говорить/рассказывать стихи на утренниках в садике и на открытых уроках на развивашках. Она молчит, а если включается песенка - начинает плакать и требует, чтобы я закрыла уши. 


Мне непонятна ее реакция, потому что я всегда ее поддерживаю, хвалю, никогда не интересуюсь ее успеваемостью, всегда говорю, что оценки не важны. По вечерам не спрашиваю ее, чему она научилась, скорее интересуюсь ее эмоциональным состоянием за день, что было приятного/неприятного и т.п. Не давлю на нее, не заставляю заниматься тем, что ей не нравится. 

Дома, когда мы вдвоем, танцует свободно, показывает мне свои танцы, но при людях, если я тоже смотрю, не может и слова из себя выдавить. А стоит мне уйти из помещения, она спокойно продолжает выступление.

Здравствуйте!

Сложно сказать о причинах наверняка. Учитывая, что, судя по вашим словам, в отношении дочки вы не предъявляете завышенных требований, не используете оценки, что вы больше сопровождаете её в чувствах, чем требуете успеха, она могла бы более свободно ощущать себя перед вами.

Однако у переживаний вашей девочки, похоже, есть какие-то другие причины. И я бы предложила не бежать их исправлять, а попробовать понять и учесть.

Например, чтобы понять, можно спросить о причинах её саму. В 5,5 лет ребёнок уже может попробовать описать, что с ним происходит. Конечно, не стоит ждать развёрнутой рефлексии, но какое-то объяснение она может дать. Хотя если не даст, то и это нормально.

Можно попробовать понять её состояние через игру: обратить внимание на сюжеты игр или самостоятельно смоделировать сюжет, в котором через её героев проявится её внутреннее состояние.

Можно попробовать обозначить её чувства самой. Например: «Тебе неловко выступать, когда я в зале?» или «Ты стесняешься?»

И у меня есть одна гипотеза, я поделюсь ей с вами, однако это лишь предположение, я могу быть сильно неправа, пожалуйста, не относитесь к моим словам как к единственно возможному варианту.

Выступление на публике – это всегда стресс. И в стрессе детям (да и взрослым тоже) нужно аккумулировать все свои силы, чтобы собраться. Нужно «взять себя в руки», чтобы справиться с волнением, чтобы не расплакаться, а выйти и сделать то, что требуется. При этом вы для ребёнка – «безопасная гавань» (так и должно быть), человек, рядом с которым можно расслабиться, которые всегда поймёт, утешит, обогреет, защитит. Прозвучит парадоксально, но возможно, сейчас вашей девочке тяжело собраться, если вы сидите в зале: она видит вас и её волнение начинает прорываться, у неё не получается взять себя в руки, справиться со стрессом. Именно потому, что вы рядом. Это происходит несознательно: просто мозг ещё недостаточно зрел, кора больших полушарий, которая отвечает за самоконтроль, во многом уступает лимбической системе, ответственной за эмоции. И такой процесс не будет длиться вечно: со временем её навыки по самообладанию укрепятся, у неё будет получаться держаться, даже когда вы есть в зале (сейчас, вероятно, она автоматически начинает расслабляться, терять концентрацию).

Это лишь моя гипотеза. Однако я встречала подобные ситуации в своей практике. Этот процесс можно сравнить с поведением детей дошкольного возраста в детском саду: ребёнок может весь день быть собранным, держаться, всё делать «правильно», но стоит прийти маме или другим близким, и его «разматывает» - он начинает кричать, плакать, вести себя как будто плохо. А на деле он просто расслабляется, его напряжение уходит, он, наконец, начинает чувствовать себя достаточно безопасно, чтобы плакать, жаловаться и переживать.

Дайте дочке немного времени. Вы можете говорить о её чувствах. И вы можете уважать её проявления. Например, сказать: «Родная, тебе сейчас сложно выступать, если я в зале. Понимаю тебя. Давай тогда я буду прятаться за дверью, пока ты выступаешь. А потом ты мне расскажешь, как выступила, хорошо?» Это даст ей опору – и на ваше понимание её переживаний, и на ваше незримое присутствие. Так вы остаётесь рядом, даже физически не будучи непосредственно перед ней.

Желаю вам удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»