Почему моя дочь стесняется при мне танцевать/говорить/рассказывать стихи на утренниках в садике и на открытых уроках на развивашках. Она молчит, а если включается песенка - начинает плакать и требует, чтобы я закрыла уши.
Здравствуйте!
Сложно сказать о причинах наверняка. Учитывая, что, судя по вашим словам, в отношении дочки вы не предъявляете завышенных требований, не используете оценки, что вы больше сопровождаете её в чувствах, чем требуете успеха, она могла бы более свободно ощущать себя перед вами.
Однако у переживаний вашей девочки, похоже, есть какие-то другие причины. И я бы предложила не бежать их исправлять, а попробовать понять и учесть.
Например, чтобы понять, можно спросить о причинах её саму. В 5,5 лет ребёнок уже может попробовать описать, что с ним происходит. Конечно, не стоит ждать развёрнутой рефлексии, но какое-то объяснение она может дать. Хотя если не даст, то и это нормально.
Можно попробовать понять её состояние через игру: обратить внимание на сюжеты игр или самостоятельно смоделировать сюжет, в котором через её героев проявится её внутреннее состояние.
Можно попробовать обозначить её чувства самой. Например: «Тебе неловко выступать, когда я в зале?» или «Ты стесняешься?»
И у меня есть одна гипотеза, я поделюсь ей с вами, однако это лишь предположение, я могу быть сильно неправа, пожалуйста, не относитесь к моим словам как к единственно возможному варианту.
Выступление на публике – это всегда стресс. И в стрессе детям (да и взрослым тоже) нужно аккумулировать все свои силы, чтобы собраться. Нужно «взять себя в руки», чтобы справиться с волнением, чтобы не расплакаться, а выйти и сделать то, что требуется. При этом вы для ребёнка – «безопасная гавань» (так и должно быть), человек, рядом с которым можно расслабиться, которые всегда поймёт, утешит, обогреет, защитит. Прозвучит парадоксально, но возможно, сейчас вашей девочке тяжело собраться, если вы сидите в зале: она видит вас и её волнение начинает прорываться, у неё не получается взять себя в руки, справиться со стрессом. Именно потому, что вы рядом. Это происходит несознательно: просто мозг ещё недостаточно зрел, кора больших полушарий, которая отвечает за самоконтроль, во многом уступает лимбической системе, ответственной за эмоции. И такой процесс не будет длиться вечно: со временем её навыки по самообладанию укрепятся, у неё будет получаться держаться, даже когда вы есть в зале (сейчас, вероятно, она автоматически начинает расслабляться, терять концентрацию).
Это лишь моя гипотеза. Однако я встречала подобные ситуации в своей практике. Этот процесс можно сравнить с поведением детей дошкольного возраста в детском саду: ребёнок может весь день быть собранным, держаться, всё делать «правильно», но стоит прийти маме или другим близким, и его «разматывает» - он начинает кричать, плакать, вести себя как будто плохо. А на деле он просто расслабляется, его напряжение уходит, он, наконец, начинает чувствовать себя достаточно безопасно, чтобы плакать, жаловаться и переживать.
Дайте дочке немного времени. Вы можете говорить о её чувствах. И вы можете уважать её проявления. Например, сказать: «Родная, тебе сейчас сложно выступать, если я в зале. Понимаю тебя. Давай тогда я буду прятаться за дверью, пока ты выступаешь. А потом ты мне расскажешь, как выступила, хорошо?» Это даст ей опору – и на ваше понимание её переживаний, и на ваше незримое присутствие. Так вы остаётесь рядом, даже физически не будучи непосредственно перед ней.
Желаю вам удачи! Всего доброго.