Почему ребенку нравится чувствовать себя несчастным?
Я счастливая мама троих сыновей. Еще задолго до рождения младшего сына у нас с мужем возникли проблемы со средним ребенком (ему сейчас 8 лет). Главная проблема в том, что он очень слезлив. Плач - по поводу и без повода. Иногда он даже специально ищет повод пореветь. Например, если долго не выполняет требование взрослого, скажем, пойти умыться перед сном, ему напоминают, что он протянет время и не останется времени на вечернее чтение. Тогда он начинает говорить, что сегодня читать ему не хочется, а хочется еще поиграть. Однако после этого говорит: «Значит, ты никогда мне теперь читать не будешь?!» И в слезы. Хотя никто и не говорил, что чтения больше не будет. Безобразно рыдает и говорит всякую чушь, пока нас, взрослых, не доведет до бешенства. Случается, что ему и попадает, и, наоборот, обнимаемся. Мне кажется, что ему нравится чувствовать себя несчастным и обиженным. Не могу это понять. Заранее благодарю за ответ. Анастасия
Анастасия, я попробую описать возможные варианты причин такого поведения вашего сына, а вы подумайте, какая из них наиболее вероятна, ведь вы лучше знаете свою ситуацию. Если же это не удастся, я бы советовала вам обратиться для очной диагностики и консультации к детскому психологу, чтобы квалифицированно оценить эмоциональное состояние и личностные особенности ребенка. Итак, первый вариант – это слезливость как реакция на ситуацию. Так, например, очень часто она появляется у детей в связи с резким увеличением нагрузки, особенно в период адаптации к первому классу, то есть таким образом сказывается переутомление. Вполне вероятно и то, что это реакция на стрессовую для ребенка ситуацию появления младшего брата и потери роли «самого младшего в семье». Слезливость, ранимость, чувствительность могут быть свойствами темперамента ребенка (меланхолический тип темперамента). В таком случае ребенка в самом деле задевает, ранит то, что другому кажется мелочью, он принимает все близко к сердцу, сам себя «накручивает». В этом случае остается лишь принять эту особенность ребенка, стараться больше переключать его на позитивные ощущения, не позволять ему надолго зацикливаться на негативных эмоциях, дарить больше тепла и ласки. Ну и наконец, плаксивость может быть для ребенка ставшим привычным способом привлечения внимания родителей и достижения своих целей: поплачу – пожалеют – не будут ничего запрещать. В таком случае ваша реакция на слезы ребенка должна быть следующей: ровным спокойным голосом спросите его, чего он хочет. Если ребенок продолжает что-то говорить сквозь слезы, а то и просто реветь, еще раз спросите его, нужна ли ему какая-то конкретная помощь, скажите, что вы не можете понять его, пока он заливается слезами. Вы можете спросить: «Может, ты хочешь просто поплакать?» - и действительно дать ребенку поплакать, если он согласится. Так или иначе, переводить в конструктивное русло, от эмоций к беседе, формулированию трудностей и поиску путей их решения.
Евгения Лепешова, психолог
Анна Зубкова, специалист