Подросток думает о смерти

24.11.2020

Добрый день, коллеги. Помогите пожалуйста разобраться. Я работаю в школе 3 год, и у меня не простой случай в работе с учеником. Ребенок подросток, учиться в 9 классе, в классе не с кем не общается, друзей нет! Друг для него мама и я как педагог, это я так понимаю. Он часто смотрит канал или видеоролики "Осознания" показывал мне видео где говорится про смерть, частые разговоры со стороны мальчика про загробную жизнь, клиническую смерть ( хочет заглянуть за кулисы). Слушает музыку в котором присутствуют слова "смерт" он слушает закрытыми глазами.Живет с мамой, вместе с мамой смотрит по ночам видео уроки " Как сделать свою жизнь лучше". Обида у мальчика на отца который их бросил, по-моему мнению передала её сама мама, так как мама ещё не отпустила и не простила своего бывшего мужа. Недавно мама стала запрещать ходить к психологу. Тут прослеживается ревность. Мы беседовали с мамой, отправляли на индивидуальную консультацию с психологом в Центр профилактики реабилитации и коррекции. Ученику организовали выставку ювелирных изделий. Он сам своими руками делает, браслеты, бусы, брошки т.д. Снимали репортаж для школьного телевидения, вовлекали в РДШ, в школьный отряд медиаторов. Он не ходит. Подскажите пожалуйста как выстроить дальнейшую работу с семьёй? Заранее спасибо. Прошу прощения за ошибки

Юлия

Здравствуйте. 
Во-первых, не вижу запроса. Каков запрос на работу у ребенка/у его матери? В зависимости от этого будет строиться дальнейшая работа. Во-вторых, мать имеет право принимать решения за ребенка, к сожалению. Поэтому я бы рекомендовала вести работу с ней параллельно или совместно. В идеале: одна индивидуальная сессия для мамы, одна для ребенка и потом одна совместная. Если это, конечно, возможно в рамках школы.
Отсутствие друзей - это не повод для беспокойства до тех пор, пока это устраивает самого ребенка. Так бывает в результате типа воспитания, накладывается тип темперамента, возможные психотравмы, стереотип поведения родителя и так далее. И это может быть индивидуальной нормой. Определить это можно по запросу. Сам ребенок испытывает дискомфорт по поводу своих контактов? Если да, то лучше организовать группу и там отрабатывать навыки вхождения в контакт, поддержания беседы и так далее. Лучше всего подойдёт игровая форма. 
Смерть сама по себе не страшна. Это тоже явление жизни. И тут важно понимать, что именно привлекает в ней мальчика. Откуда взялся интерес, когда, что находит для себя в этом. Важно помнить, что любое поведение нам нужно для того, чтобы удовлетворять какую-то потребность. Осознав ее, можно предложить некую альтернативу, а потом закрепить ее. Так же, смерть это про заканчивание, горевание, одиночество. Возможно, ребенок так проживает окончание детства и тогда это просто подростковая история, которая пройдет сама, если не фиксироваться на ней. К тому же, важно понимать, насколько мальчику нравится жить. Имеет ли он возможность для самореализации (той, которую он хочет), есть ли радость в жизни от простых дел и так далее. Вопрос очень глубокий, но начинать его лучше с поиска "голодающих" потребностей и поискать новых способов их закрыть.
Про мать я не услышала ничего кроме ревности. Полагаю, что там гиперопекаемая мать. Если  я права, то важно научить ее снимать тревогу (научить техникам) и контроль. А также, дать ей некие инструменты, с помощью которых она сможет адаптироваться к изменяющейся реальности. Потому что такие матери бояться прежде всего естественного течения жизни. И да, важно найти у нее иной способ удовлетворить свой страх смерти, не через ребенка. А, например, с помощью хобби или личного дела, которым она увлечется и почувствует жизнь.

Дело в том, что желание держать ребенка при себе - это как раз про глубинный страх смерти. Иными словами - она живет пока он рядом. Поэтому будет актуален и вопрос сепарации. Непростой вопрос, да. Но лучше его "тянуть за одну ниточку", иначе будет много сопротивления.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад