Вопрос специалисту

Подросток не уважает учителей

Подросток не уважает учителей

Почему ребёнок ведёт себя неуважительно по отношению к учителям? Разговаривает высокомерно. И постоянно чем-то недовольна

Ирина

Здравствуйте, Ирина!

К сожалению, нужно признать, что наша школьная система не идеальна. Часто так случается, что все претензии по поводу отсутствия дисциплины приходится слушать родителям. При этом заинтересовать ребёнка, повести за собой, быть харизматичным и увлекающим – такие же важные задачи педагога, как и хорошо знать свой предмет и выставлять оценки. Поэтому, если школьник не уважает учителя, всегда встаёт вопрос – а что сделал учитель, чтобы его уважали? Уважает ли он детей? Старается ли быть для них авторитетом или считает, что ему достаточно просто сухо зачитывать материал, а подростки у него на уроках при этом должны сидеть, как мышки?

Ваша дочь сейчас начинает очень сложный и важный путь во взрослую жизнь – она вступила в подростковый возраст. Недаром его называют «переходным» - уже не ребёнок, но ещё не взрослый.

Основная задача ребёнка на этом непростом жизненном этапе – понять себя, найти свой путь. Впервые и довольно остро перед ним встают вопросы «кто я», «каким я хочу быть», «кем я хочу быть», «что я буду делать со своей жизнью», «каков этот мир вокруг меня», «каким мне нужны быть, чтобы жить в этом мире, и каким мне хочется быть», «каковы люди вокруг меня», «стоит ли уважать и слушаться этого человека передо мной». И подчас такие вопросы сбивают с толку.

Для подростка, ищущего себя, характерно обесценивание всех и всего вокруг. Он должен отбросить всё, что было раньше, порвать все свои прошлые представления, чтобы на руинах создать нечто новое и подходящее именно ему. Звучит довольно страшно, и это действительно проблемный и болезненный период для всех – и для ребёнка, и для Вас. Но нужно помнить, что это – естественный этап развития, в результате которого ребёнок станет взрослым человеком, независимым, со своим мировоззрением и ценностями.

Символически можно представить ребёнка как бабочку, наконец созревшую и пытающуюся вылезти из кокона. Это сложно, больно и требует терпения и сил. Но результат стоит того.

Проблемы в школе – характерная часть подросткового возраста. Ваш ребёнок начинает переоценивать всех взрослых людей вокруг, спрашивать себя – А стоит ли уважать этого учителя? Что в нём такого, что он заслуживает моего внимания? Он становится гораздо более критичен к окружающим людям, начинает видеть их недостатки и промахи. И оценивать, согласно увиденному.

Нужно помнить, что школа – это прерогатива Вашей дочери. Она уже достаточно взрослая, чтобы самой разобраться со своими школьными делами. Как я говорила в самом начале, конечно, неизбежно, что в случае собственного неуспеха администрация и учителя обращаются к родителям. Но что бы Вы ни говорили, настоящая Ваша позиция должна быть непоколебима – Вы должны быть за ребёнка, на его стороне, уважать и любить без условий.

Ребёнок должен знать, что ходит в школу за знаниями, которые нужны для будущего. А остальное – это исключительно его дела. Есть множество нюансов работы учителей и их взаимоотношений с детьми, о которых мы не знаем. Нельзя перекладывать всю ответственность на детей.

Главное – ребёнок должен уважать Вас, знать, что дом – это безопасное место, где его принимают и ценят. Это особенно важно, чтобы пережить подростковый возраст с наименьшими потерями.

Позволяйте ребёнку становиться взрослым, давайте больше свободы и возможности познать себя. Не убирайте из его жизни все правила, но смещайте акцент на его самостоятельность. Больше общайтесь с дочерью – интересуйтесь её увлечениями и хобби, любимыми предметами и ценностями. Ваши разговоры – это ниточка, и чем больше она окружена искренним интересом и любовью, тем она крепче.

Помните, что, в первую очередь, ребёнок должен уважать Вас. А для этого Вы должны так же относиться к нему, быть для него примером, мудрым наставником, понимающим, оберегающим, но дающим свободу. Это сложная работа, которая окупится в будущем. Позвольте ребёнку объяснить Вам свою точку зрения, своё видение ситуации. И вслушайтесь, потому что за рассказом Вам откроется новый мир Вашего любимого взрослеющего человека.

Чтобы лучше понять, что происходит с Вашим ребёнком, советую Вам ознакомиться с материалом на нашем сайте - https://www.ya-roditel.ru/parents/problems-of-teens/6-pochemu-o-podrostkovom-vozraste/, а также с книгой Ребекки Дерлейн «Уже взрослый, еще ребёнок. Подростковедение для родителей». Кроме того, по поводу взаимодействия со школьной системой, полезным будет почитать Людмилу Петрановскую.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»