Вопрос специалисту

Помогите исправить то, что разрушила

Помогите исправить то, что разрушила

Добрый день. Я понимаю, что возраст совершеннолетний, а вы помогаете с детьми, но чувствую, что проблема именно в моем не верном диктаторском воспитании, многое упущено, много не верного вбито в голову сына. Проблема стала критичной, прошу, помогите исправить, то что разрушила, если не поздно. Парень учится на 1 курсе института, не уверен в себе, зажат, закомплексован, трусоват. Зациклен на немногочисленных друзьях, кажется готов бежать за ними на край света. Хорошо, что окружение не плохое. Но дети выросли, у всех своя студенческая жизнь, они все меньше общаются, а он так ждет. Новые знакомства заводит с трудом, больше замыкается, избегает. Сессию сдает плохо, прогуливал много, панически боится экзаменов, пересдачи неуспешны, от страха забывает все. Ни к чему не стремится, ничего не хочет, заранее уверен в ответе "нет" неудачах. Разрушил много моих надежд, раньше мы много говорили о том, как интересна студенческая жизнь, как надо учиться, а он просто прогуливал, на экзамен не являлся, потому, что не знал о нем. Загнал себя в сложную ситуацию и вместо того, что бы решать проблемы, скорее зажимается или очень слабые предпринимает попытки... Я все понимаю, надо поддерживать его, помогать, верить в него, но я так рассержена, такая обида, что семье тяжело, а он так не серьезно отнёсся ко всем, годами вложенным усилиям, такая злость и обида, не могу себя собрать и стать соратником. Отчитываю еще больше, указываю на неверное поведение, промахи, бесхребетрость, требую собраться и верить в себя, не рассыпаться, довела до слёз. Но были и лучшие времена, когда готовились к егэ, поддерживали очень его, но он и тогда постоянно подводил, плевал на учебу, огорчал, доводил до отчаяния. И теперь все повторяется, мы толкаем его вперед, он катится назад. Жестко его отчитываю, стараюсь удерживать ситуацию, пока слушается, что бы не скатился, а получается, что делаю только хуже, забиваю его в ребенке, не даю взрослеть. Если парень не будет верить в себя, он не сможет добиваться целей, я его сломала. Неужели это поздно исправлять, и смогу ли я со своим тяжелым характером ему помочь? Помогите, что делать?

Людмила

Здравствуйте, Людмила.

В такой непростой ситуации замечательно, что Вы осознаете свою роль в формировании характера сына и в его проблемном поведении. Вы правы в том, что влияние методов воспитания родителей на личность ребенка очень велико. Оно отражается не только на его сиюминутных поступках, но и на действиях и характере человека в будущем. К сожалению, прошлого не вернуть, и теперь какие-то черты у Вашего сына уже окончательно сформировались. Однако, осознав свои ошибки, Вы можете, по крайней мере, перестать их совершать и начать постепенно исправлять.

Зачастую это бывает сложно сделать самостоятельно, потому что Ваше собственное поведение строится на автоматических реакциях, которые также формировались в течение многих лет под воздействием воспитания Ваших родителей. Поэтому лучше всего обратиться на личную консультацию к психологу, который поможет выявить ошибочные подсознательные убеждения и изменить их. Благодаря этому Вам будет легче поменять и свое поведение, и поведение своего сына. На нашем сайте можно найти адреса бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе. Возможно, Вы также найдете для себя полезную информацию в книге Джил ХАЙНС и Элисон БЕЙВЕРСТОК «Ваши взрослые дети. Руководство для родителей».

Вашими главными задачами на данный момент могут быть снижение требований к сыну и его результатам, развитие (но не требование!) его чувства уверенности в себе, а также установление с ним доверительных отношений. Скорее всего, мальчик знает обо всех своих промахах и неудачах и наверняка испытывает чувство вины перед Вами. Указывая ему на них дополнительно, Вы не мотивируете его на успех, а лишний раз напоминаете, что он его не добился. Это лишь увеличивает тревогу, чувство вины и стыда, что приводит его к выводу: «Я ни на что не годен, лучше вообще ничего делать не буду», - о чем Вы и пишете. Получается порочный круг Ваших обвинений и его бездействия. И разорвать его необходимо как можно скорее.

Попробуйте поговорить с ним наедине, в спокойной обстановке, поделитесь своими чувствами и страхами, это вас сблизит. Спросите, чего он хочет, нравится ли ему его специальность, как он видит свое будущее, когда планирует жить отдельно от родителей. Попробуйте вместе составить план действий, например, в ситуации с учебой – что он сам будет делать, чтобы исправлять оценки. Если же он не хочет учиться или хотел бы учиться на другой специальности, то нужно рассмотреть план действий в соответствии с его желаниями. Принимайте его решения, ведь они касаются именно его жизни. Пусть он сам распишет этот план по шагам, старайтесь всеми силами не критиковать и не диктовать, как это делать. Помогайте только в том случае, если он сам Вас об этом попросит. Покажите ему на практике, каких результатов он может ожидать от своих действий, научите, как ставить цели и планировать шаги по их достижению. Таким образом, Вы постепенно будете передавать сыну ответственность за решения собственных задач.

Важно помнить, что положительная мотивация гораздо более эффективна, чем негативная. Замечайте удачи сына вместо неудач, хвалите за них, советуйтесь с ним в семейных делах, проявляйте интерес к его жизни, чувствам, увлечениям, а не только к учебе. Если это возможно, и только если он сам захочет, проводите вместе время, посещайте какие-то интересные для него мероприятия. Конечно, поначалу для Вас это может быть непросто. Для того чтобы перестроиться на позитивный лад, необходимо осознать и принять Ваши собственные чувства, а также понять, в ответ на что внутри Вас появляется злость, обида и гнев, которые Вы описываете. В этом Вам поможет опытный психолог.

Одним словом, начните перемены с себя, позаботьтесь о своем эмоциональном состоянии. Это даст Вам ресурсы для более доверительного и эффективного общения с сыном.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог