Вопрос специалисту

После смены школы не узнаю сына

После смены школы не узнаю сына

Здравствуйте! Прошу Вашей помощи вот в каком вопросе: моему сыну 8 с половиной лет, учится в 3 классе. Два года он учился в одной школе, а в этом году нам пришлось перевести его в другую (та школа находилась возле моей работы и было удобно отвозить и забирать его, а в этом году я вышла в декрет и стало проблематично возить его, поэтому перевели в школу, которая рядом). До перевода он учился хорошо, всегда был внимателен ко всем, никогда не грубил и не огрызался со старшими, его всегда хвалили все. Но с того момента, как его перевели, я не узнаю своего сына. Он стал получать одни двойки по всем предметам, стал повышать голос на всех, грубить учителям, вообще не слушается никого. Я пыталась поговорить с ним, пыталась выяснить, в чем причина такой резкой смены поведения, но он постоянно повторяет одно и то же: «Не знаю». Уже дошла до того, что забрала у него и телефон, и компьютер, и телевизор, но все бесполезно. Учителя советуют начать пороть его ремнем, но я не хочу этого делать, до сих пор у нас с ним были нормальные отношения и мы прекрасно понимали друг друга, а сейчас это просто ужас какой-то. Сначала я думала, что это такая реакция на смену школы и учителя (в первой школе наша учительница была очень чуткой и внимательной к каждому ребенку, а новая учительница более строгая), думала, что недели через 2-3 пройдет это, но пошел уже второй месяц, а поведение ребенка становится только хуже с каждым днем. Теперь он начал зачеркивать двойки в дневнике и сам ставить себе нормальные оценки, стал врать и учителям, и мне. Что мне делать я не знаю, посоветуйте что-нибудь. Сказать, что это такая его реакция на появление второго ребенка тоже не могу, в сестренке своей он души не чает, постоянно пытается на руки ее взять, играет с ней, разговаривает. Уже всю голову сломала, что с ним происходит и что мне сделать, чтоб это изменить. Помогите, пожалуйста, посоветуйте, как мне быть!!!!

Надежда

Надежда, здравствуйте.
Во-первых, ваш ребенок оказался в двойном стрессе: перемена школы и появление сестры. Адаптация к новым обстоятельствам занимает у разных людей от 2 месяцев и до полугода. И даже при таком теплом отношении к младшей сестренке, стресс все равно есть. Все дело в том, что родитель для ребенка – это безопасность, защита и т.д. А теперь все это под сомнением, всем нужно делиться. 
В этом возрасте у ребенка уже есть внутренний взрослый, который знает, что малышей обижать нельзя, что злиться на маленького стыдно и т.д.
Это тормозит вашего сына, но эмоциональный фон требует реагирования и он «сливает» так, как умеет и там, где может. В школе оказалось сделать это проще, тем более, что там пока все чужие, их можно не беречь. При этом есть конфликт интересов: для ребенка в этом возрасте очень важно одобрение значимого взрослого, а новый учитель этого не дает. Замкнутый круг.
Ваш сын действительно еще не знает, что он чувствует и почему, поэтому так и отвечает. Ответ на ваш вопрос требует высокого уровня развития эмоционального интеллекта и самосознания. Это возможно ближе к подростковому периоду. Ваша задача рассказать мальчику, что он чувствует, что с этим делать, как сделать это безопасным для всех способом и помочь ему поверить, что его эмоции нормальны, и он имеет на них право. Чем меньше ребенок заслуживает любви, тем больше в ней нуждается. Поэтому прошу поддержать ребенка.
Ни в коем случае не противопоставляйте себя сыну, не позволяйте его обижать и стыдить, обесценивать его чувства. Не позволяйте кому бы то ни было применять физическое или эмоциональное насилие над ребенком и угрожать этим. Он должен быть уверен в том, что он в безопасности, что с ним все в порядке и родители никому не дадут его в обиду.
Врет ребенок в двух случаях: когда он не отделяет реальность от иллюзионного мира и когда не может предъявить правду, например, в силу осуждения со стороны собеседника, обесценивания или в страхе наказания. Полагаю, что стоит научиться принимать сына разным: злым, расстроенным, уставшим и неудобным. Наказывая, осуждайте поступок, а не ребенка. Говорите примерно следующее: «Я люблю тебя, но мне не нравится, когда ты так со мной разговариваешь. Я понимаю, ты злишься, потому что устал, но давай вместе подумаем, что может тебе помочь». Используйте технику активного слушания и контейнирования эмоций.
И да, обратите внимание на режим дня, на нагрузку и отдых, на питание и физическое здоровье. Все это снижает сопротивляемость психики.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»