Вопрос специалисту

При выполнении домашнего задания дочь часто отвлекается

При выполнении домашнего задания дочь часто отвлекается

Добрый день! Моей дочери 9 лет, 3 класс. Отношения доверительные, я всегда стараюсь ее поддерживать. Учится хорошо, но когда начинаем делать уроки, то при выполнении домашнего задания часто отвлекается на посторонние дела и разговоры. Из за этого возникают ссоры, я начинаю кричать, и заводиться, но потом сильно жалею об этом и иногда даже плачу. Из за этого мы можем делать уроки по 4 часа. Раньше мы делали уроки вместе, сейсас привыкаем, что бы делала одна. Я сама виновата, что приучила к своему присутствию, сейчас когда она делает одна, то постоянно боится сделать ошибку, и из за этого ей снизят оценку. Еще постоянно раз по 10, напоминаю ей собрать портфель, на что пострянно слышу слово «сейчас» и это затягивается надолго. Потом я опять закипаю и взрываюсь. Мне кажется, что я становлюсь как сварливая жена, только по отношению ко своей дрчери. Я боюсь, что она отвернется и возненавидит меня. Что мне делать? Не могу донести до нее, чтоб она без напоминаний собирала портфель и без моего контроля проверяла домашнее задание сделано или нет. Дайте совет как не испортить отношения между нами, ведь я очень ее люблю, и хочу быть для нее как подруга, а вечно орущее чудовище.

Ольга

Здравствуйте, Ольга.

Вы правы в том, что очень важно поддерживать доверительные и теплые отношения с дочерью. Но Ваши срывы говорят о том, что Вы очень переживаете за ее успеваемость и самостоятельность. Иначе Вас бы не раздражала так сильно ее медлительность. Возможно, есть и более глубокие причины Вашей злости. Попробуйте подумать, что для Вас означает несамостоятельность девочки? Что случится, если она не соберет портфель или не сделает домашнее задание? Будут ли реальные последствия этого настолько ужасны, как Вам представляется? Разобраться в себе, своих чувствах и страхах самостоятельно бывает непросто. И тогда лучше всего обратиться за помощью к специалисту. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе.

Насколько я поняла, Вы хотели бы научить дочь делать уроки самостоятельно. Повышение контроля не решает эту задачу. А самостоятельность не может возникнуть из неоткуда. Это как навык, который нужно тренировать. Только если у человека есть свобода, он может научиться ей распоряжаться ответственно. А поскольку девочка знает, что Вы все проконтролируете, она не учится отвечать за собственные дела сама. Попробуйте обучать ее планированию – как времени, так и собственных сил. Составляйте вместе списки дел, план на день или на неделю, учите использовать таймер во время выполнения домашнего задания, предлагайте ей самой выбирать, какое задание выполнить сначала, а какое потом.

Постепенно снижайте контроль, но не бросайте ее в одиночестве. Пусть Ваша дочь знает, что Вы всегда ей готовы помочь, если ей это понадобится. Подумайте, в какие моменты при выполнении уроков Вы можете предоставить девочке больше самостоятельности, особенно если это касается предметов, которые ей нравятся. И пусть со временем таких моментов становится все больше и больше. Сначала можно присутствовать с ребенком во время выполнения заданий, но отстраняться от активной помощи. А затем постепенно начать оставлять ее одну. Также важно давать возможности проявлять самостоятельность и в других делах, не касающихся учебы. Например, сделать ее ответственной за какое-то домашнее дело.

В целом, важно понимать, чего Вы на самом деле хотите. Ведь Вашей целью не являются хорошие оценки, золотые медали и красные дипломы Вашей дочери? Думаю, гораздо важнее развивать стремление к саморазвитию и способности к быстрому обучению. Именно эти качества помогут преуспеть во взрослой жизни. А для их развития у девочки Вам, на мой взгляд, необходимо немного отпустить ситуацию и ценить те отношения, которые Вы сумели до этого построить со своей дочерью.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог