Возраст ребёнка: 12
Приемная дочь ведет себя странно и очень агрессивно
Я мачеха, ребёнка мать отдала на воспитание бабушке, в 7 лет ее забрала. Но жизнь была трудной. Мать избивала, издевалась, ребенок голодал и был до 23.00 предоставлен сам себе. Когда ей исполнилось 10 лет, мы у неё заметили синяки по всей спине. После чего она все рассказала. С 10 лет, она проживает с нами по решению суда. Полгода посещала психолога.
Когда пытались с ней поговорить на любую тему, она начинала плакать. Этот период мы пережили. Своих у меня двое детей. И спустя полгода она всячески пыталась от них избавиться физически. Когда её попытки были пресечены, то она прямо сказала, что хочет что бы она осталась одна.
Потом ребёнка как подменили, она начала меняться на глазах. Она стала врать постоянно, хамить, что ее не попросишь, она ничего не делает. Потом стала за ней замечать замирания, сейчас они стали ежедневными. Ей стало сложно учиться, она может, к примеру, читать целый день параграф по истории и ничего не запомнить. Стала очень раздражительной. Не может выразить свою мысль - собрать в предложение. К примеру, когда дедушка просит сходить в магазин, она подходит и смотрит, у нее спрашиваешь, зачем она пришла, в ответ " дедушка....молчание....магазин".
А когда с ней пытаешься поговорить, она начинает себе сдавливать пальцы, чтоб было больно или царапает себя. На вопрос для чего она это делает, она ответила, что не знает, что руки сами это делают. Когда ей задаешь вопрос, она не может ответить сразу, ее глаза бегают из стороны в сторону, губы шевелятся, как будто она что-то шепчет и уголки губ начинают подергиваться. Ребенок стал замкнут, пропали интересы ко всему, стала недовольна. Может ходить непричесанная, с грязной головой, может не умываться и не чистить зубы. Стала очень медлительной и забывчивой. Моя младшая дочь, ей скоро 3 года исполнится, стала бояться оставаться с ней наедине. И я случайно подсмотрела, что между ними происходит. Младшая сидела, играла в куклы, а старшая начала её словесно доводить до истерики. Когда та заныла, то старшая её потащила в другую комнату и в тот момент, когда я зашла, она ударила ее по лицу.
Старшая пояснила, что ей нравится причинять боль младшим сестрам, и оказалось, что она за 3 дня до этого случая придумала игру и кулаком ударила в живот среднюю (7 лет). Когда начинаю расспрашивать подробности, она говорит, что частично не помнит того, что происходило. Она говорит, что стала всех ненавидеть с третьего класса. Что нам делать, к кому обратиться, подскажите, пожалуйста. Нам очень страшно за старшую, но и переживаем за младших, чтобы они от неё не пострадали.
Екатерина
Здравствуйте, Екатерина!
Вы описываете сложную ситуацию, с которой необходимо разбираться очно. В целом и общем, каждое из описанных вами проявлений может быть нормой, но все вместе они дают тревожную картину и лучше ее исключить сразу. Я рекомендую обратиться к детскому неврологу за консультацией. Также, вам стоит вернуться на психотерапию и заниматься с психологом, но полгода - это очень мало. И следите за тем, чтобы специалист был эффективен. Также, обращаю ваше внимание, что в вопросах расстройств детской психики важно заниматься не только самому ребенку, но и каждому взрослому, который его воспитывает, как минимум родителям. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/
За вранье лучше не наказывать, не фиксировать свое внимание на этом. Старайтесь реагировать примерно следующим образом: «Я знаю, как было на самом деле. Поэтому давай оставим в стороне фантазии и обсудим почему так произошло и что сделать для того, чтобы так больше не было».
Проблемы с памятью, вниманием часто обусловлены физиологически, поэтому это снова вопрос к врачу. Про то, как реагирует ребенок на вопрос, говорит о проблемах с саморегуляцией. Если это появилось недавно, то возможно ребенок не выдерживает какую-то из своих эмоций, психика не выдерживает и дает вот такой эффект. Стоит развивать эмоциональный интеллект ребенка для того, чтобы девочка не только осознавала свое эмоциональное состояние, но и училась его проявлять.
Кроме того, обучайте ребенка навыкам саморегуляции. Играйте в соответствующие игры, например, «море волнуется раз». Учите девочку брать паузу между стимулом и реакцией. Пусть ответ будет не сразу, но он будет выверенным, обдуманным и у ребенка будет время для того, чтобы осознать, что с ней происходит и как на это реагировать. Самые популярные вопросы, которые помогают осознать текущее состояние – это «Какие сейчас у меня ощущения в теле?», «Какую эмоцию я испытываю?», «Что я сейчас делаю?» и «Что хочу делать?». Если вы будете задавать эти вопросы хотя бы раз в час, то со временем ребенок самостоятельно научится сам себя оценивать и действовать исходя из полученных знаний.
Касаемо проявления агрессии и аутоагрессии. Если ребенок сам себе причиняет боль, то скорее всего есть запрет на проявление агрессивных действий. Собственно, о них вы и пишете. У ребенка возникают злость, гнев, раздражение, но проявлять это нельзя, ведь есть страх наказания. Именно поэтому ребенок выбирает причинить боль себе, либо сделать это за вашими глазами. Вам нужно научить ребенка, прежде всего, называть свое состояние, осознавать, что вызвало его. Например, используя технику контейнирования эмоций, вы сможете задавать следующие вопросы: «Я понимаю, что ты сейчас злишься. Давай подумаем вместе что привело к этому? И давай подумаем, как нам сейчас быть?». Вы можете дождаться ответа ребенка, о том, что ей поможет справиться с этой эмоцией. Например, бег, драка подушками, громкое пение. Или предложить самостоятельно те варианты, которые приемлемы в данных условиях. Такие яркие эмоции лучше всего скидывать с помощью физической нагрузки.
Следите за режимом дня ребенка, чтобы не было перенапряжения, чтобы хватало сна и отдыха. Возможно, стоит ввести дневной сон.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»