Вопрос специалисту

Приемная дочь ведет себя странно

Приемная дочь ведет себя странно

Здравствуйте, я мама (приемная мама) двух детей Гали -12 лет (живет в семье с 4лет), Нины - 6 лет (живет с нами 6 месяцев). Галя хорошо учится, занимается спортом, посещает секцию по волейболу, занимается танцами, отношения с учителями хорошие. Девочка спокойная, но последнее время (около 3х месяцев) стала вести себя странно: разожгла костер на кресле, в шкафу, под диваном часто нахожу мелко разорванные бумажки. 

А 2 недели назад ушла из дома с подругой, звонили нам (родителям) с угрозами броситься под поезд, нашла полиция ночью в лесу. Поговорили, обсудили ситуацию, Галя сказала, все придумала подруга, у нее проблемы с родителями (папа ушел из семьи), обещала, что все будет хорошо. Но после этого через неделю снова убежала из дома. Я пришла с работы и ключи в дверях, Гали нет, школьный рюкзак дома, выяснилось, что в школе она не была. 

Снова заявление в полицию бессонная ночь, нашли Галю в 6 утра под мостом, сотрудникам полиции и опеке сказала, что ушла из дому, чтоб броситься с моста, не хочет жить, что она сплошная проблема, без нее всем будет лучше. Одета была очень легко, хотя ночи у нас холодные, была как замороженная, не пила, не ела и в туалет целый день не ходила, не плакала. Слова девочки напугали, помогите, подскажите, что делать, как вести себя. Сейчас девочку положили в больницу на обследование. Я работаю, и целый день с Галей находиться не могу, отказываться не хочу от девочки. Помогите.

Надежда

Здравствуйте, Надежда

Для начала я хотела бы поддержать вас. Действительно ситуация непростая. И прошу вас, не забывать о себе, пополнять собственные ресурсы, отдыхать, качественно и продолжительно спать, полноценно питаться. Это поможет поддержать ребенка и справиться с этой непростой ситуацией.

К сожалению, описанная вами проблема требует продолжительной очной работы детского психолога. Требуется консультация детского невролога и психиатра. К сожалению, мы не только социальные существа, у которых есть навыки, умения, знания, различные надстройки по адаптации к ситуации. Но мы еще и биологические существа. Генетика имеет очень большую роль в формировании личности. Поэтому, к сожалению, ребенок будет транслировать не только то, чему вы обучили, не только вашу любовь и заботу, но и наследственные особенности и прочие родовые наследия.

Вам необходимо дождаться обследование ребенка и, скорее всего, будет требоваться длительная коррекционная работа. В том числе и медикаментозная. Я не могу без диагноза и очной консультации, дать вам конкретных рекомендаций по контакту с ребенком, но в целом вам нужно, конечно, соблюдать спокойствие, реже наказывать, ограничивать, заставлять. Чаще подсказывать то, как нужно поступить, озвучивать свои ожидания. Поддерживайте, говорите, что вы любите свою дочь, обнимайте, целуйте. Используйте метод сказкотерапии, который поможет осознать некоторые эмоции ребенка. Но если есть некоторые отклонения в психике, то метод может не сработать.

Стоит чаще проводить с ребенком беседы. В том числе опосредованные. Например, через обсуждения сюжета сказки, фильма или книги. Придумывать вместе, как можно помочь герою, что еще можно сделать. Развивайте эмоциональный интеллект ребенка, старайтесь давать возможность психике больше и чаще отдыхать и расслабляться.

Следите за режимом дня ребенка, за ее психоэмоциональной нагрузкой. Обучайте методам саморегуляции и расслабления. Самый эффективный способ – это дыхательные упражнения, которые включают парасимпатическую нервную систему.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»