Здравствуйте, у нас у ребенка ставили три года назад диагноз ЗПР 2 степени. Ребенок восстановился, ходим в школу, учимся хорошо, но иногда он меня не понимает как будто, и сам иногда не может правильно высказать свое мнение. Специалисты говорят, что все нормально, просто ему так удобно и что он привык, но ребенок в своем мире. Но есть и подозрения, что правда делает так специально, чтоб его не трогали. Помогите, пожалуйста, разобраться.
Валерия, здравствуйте.
ЗПР – это диагноз, который либо говорит о некой индивидуальной норме развития, которая отличается от среднего значения, либо перерастает в другой психиатрический диагноз, например, слабоумие. В случае, если диагноз был снят, можно предположить, что у вас первый вариант. Само понятие «норма» очень условно. Вот есть большая выборка детей и все их значение колеблются от одного показателя к другому. Всех детей, которые будут соответствовать этим показателям принято считать нормальными, а остальным принято держать под особым наблюдением, за этим и ставится диагноз.
Также, важно понимать, что в психиатрии до сих пор нет единого мнения о психическом здоровье. Раньше ее измеряли степенью социальной адаптивности. То есть, если ребенок нашел контакт со взрослыми и сверстниками, то его принято относить к разряду «здоров», то есть нормален. Но в современном мире много споров по этому поводу. Уверена, что вы тоже встречали адаптивных людей, но психически нездоровых, например, находящихся в депрессии. Поэтому вопрос спорный. И тут важно понимать, к какому «лагерю» относится психиатр, который снял диагноз вашему ребенку: к тем, кто измеряет здоровье степенью адаптации или к современникам, которые смотрят на это шире.
И тогда что важно понимать родителю? Каждый человек индивидуален. Ваш ребенок тоже. У него есть особенности, которые ему помогают в этом мире и те, которые мешают. Так у всех людей. Но страдают только те, кто борется с собой. Важно именно научиться понимать себя и принимать. Помните, как та рыбка, которую называли ненормальной только потому, что она не умела ползать по деревьям? Найдите сильные стороны у сына и помогайте ему освоить так, чтобы не мешали слабые, компенсируйте недостающее.
Интеллект человека состоит из двух основных блоков – врожденный и приобретенный интеллект. И одно может компенсировать другое. Если вы занимаетесь ребенком, активно развиваете его, то вполне возможно, что его приобретенный интеллект компенсирует врожденные данные. И тогда частым «симптомом» у таких детей становится «живет в своем мире и как будто не понимает». Я бы рекомендовала обратиться к детскому психологу лично и помочь ребенку совместно с профессионалом. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/
психолог сайта «Я — родитель»