Возраст ребёнка: 9 лет
Расти «хлюпиком» значительно хуже, нежели драчуном?
Что делать родителям в такой ситуации:
сын "давал сдачи" в школе достаточно часто, как только его обижали. После долгих бесед с сыном поведение его изменилось - теперь его обижают, а он сдачи не дает, так как драться плохо. Вопрос, что делать родителям, ведь расти "хлюпиком" значительно хуже нежели драчуном. А ответы спецциалистов, чтобы он не обращал внимание на все это - думаю в качестве совета не подходит.
Лариса
Здравствуйте, Лариса! Складывается такое ощущение, что вы сами не очень определились для себя, а как же правильно поступать в таких ситуациях? Вроде бы и «хлюпика» не хотите, и «драчуна» тоже. Что же делать ребенку, которого все время «не хотят»?.. Важно, каким образом его обижают, на что он реагирует и почему? Может у вашего сына низкая самооценка, и он любую дружескую шутку воспринимает как оскорбление? В таком случае нужно поднимать самооценку – хвалить за успехи, дружески помогать в случае неуспеха, замечать его сильные стороны. Если ребята в классе сами лезут в драку, то в каких-то случаях лучше и «дать сдачи». Говорят, что любой спор можно разрешить словами, но это не всегда так, и в детском коллективе попадаются такие ребята, которые слов не поймут или не захотят слышать. И в таких случаях, мне кажется, полезно уметь постоять за себя и кулаками тоже. Если он реагирует на обидные слова, то можно научиться «давать сдачи» словами. Для этого нужно развивать эрудицию, сообразительность и внимание ребенка, чтобы он не просто обзывался обидными словами, а мог, проанализировав ситуацию, с юмором и уверенностью дать отпор обидчику. Этому вполне возможно научиться. Объясните сыну, что бывают разные ситуации. Что в случаях, если его обижают словесно, можно словесно же защититься. Продумайте вместе, как он мог бы отвечать. Ответьте себе на вопрос, как бы вы поступили? Научите этому вашего ребенка, какие слова говорить, какие вопросы задавать. Далее пусть действует по ситуации. Почитайте книгу Маршалла Розенберга «Язык жизни. Ненасильственное общение», принципы, изложенные в ней, позволяют договориться практически в любой ситуации. Кроме того, есть книги, посвященные речевой самообороне. Они о том, как эффективно, без разрушающих последствий для себя и оппонента, противостоять разного рода речевым нападениям.
Анастасия Кондюрина
Анна Зубкова, специалист